Найти тему

Происхождение филактерий (тфилин)

Наложение тфилин на левую руку. (Текст в коробочке подмышкой)
Наложение тфилин на левую руку. (Текст в коробочке подмышкой)

Библейская метафора была переосмыслена в свете практики ношения амулетов для защиты тела.

Почему возникла практика тфилин? Первый и второй абзацы молитвы Шма, найденные в Библии, соответственно, могут решить проблему, якобы предписывая практику наложения тфилин на голову и руку. На самом деле, вопрос о происхождении тфилина далеко не тривиален, более сложный ответ ниже.

Роль амулетов в древних средиземноморских культурах

Древнегреческий амулет
Древнегреческий амулет

Для жителей древнего Средиземноморья космос кишел сверхъестественными силами, на которые они часто стремились воздействовать с помощью амулетов — наиболее распространенных в древности магических инструментов. С четвертого века до нашей эры эти предметы известны по-гречески как периапта или периаммата, что означает «вещи, связанные вокруг». Амулеты включали шнуры, ленты или пояса, а также подвески, кольца и другие предметы, которые часто содержали текст. Обычно их привязывали к какой-либо части тела, например, к шее, голове, руке или ноге, или прикрепляли к одежде.

Месопотамский амулет
Месопотамский амулет

Связь между тфилином и амулетами требует исследования, не в последнюю очередь потому, что оба предмета носили на теле и часто сопоставляются в ранних раввинистических источниках. В первом известном использовании еврейского слова тфилла (единственное число тфилин) для обозначения физического объекта, оно относится к (серебряным) амулетам. Кроме того, раннехристианские источники характеризуют тфилин как филактерию, греческое слово, означающее защитные амулеты. Некоторые из этих источников (Евангелие от Матфея 23:5 и Диалог Иустина Мученика с Трифоном 46:5) предшествуют Мишне, которая содержит первое упоминание слова тфилин. как относящийся к ритуалу. Существует также хорошо установленная связь между декламируемыми стихами и древними амулетами, так что присутствие в тфилине стихов, декламируемых евреями как часть молитвы Шма, также наводит на размышления.

Историческое развитие письменных амулетов

Древнегреческий амулет
Древнегреческий амулет

Существование письменных амулетов восходит к Египту, где находки датируются не позднее восьмого века до нашей эры. Пунически-финикийские письменные амулеты в трубчатых капсулах были найдены, прежде всего, в гробницах Карфагена (Северная Африка) и Сардинии и датированы VII-V вв. до н.э. Два серебряных еврейских амулета седьмого или шестого века до нашей эры также были найдены в одном из захоронений в Иерусалиме. В поздний классический период (около 400–330 гг. до н. э.) были обнаружены листы металлической фольги с надписями, развёрнутые на трупах, чтобы защитить мёртвых от опасностей подземного мира.

Вполне возможно, что мертвые были первыми носителями надписей во многих культурах, но со временем они стали чрезвычайно популярны среди живых. К расцвету Римской империи производство амулетов с письменами процветало, и их широко носили. В то время как многие амулеты перечисляют конкретные медицинские жалобы, другие были предназначены для общей защиты, и эта последняя функция, вероятно, предшествовала их использованию для удовлетворения других потребностей. Следует также отметить, что греческие амулеты в древности часто включали стихи из Гомера, самого центрального греческого текста и в некотором роде функционального эквивалента Библии в эллинистическом мире.

Археологические свидетельства тфилина

4QPhyl N  Древний Израиль
4QPhyl N Древний Израиль

Самые ранние известные тфилин были найдены вместе с другими свитками Мертвого моря в Иудейской пустыне в середине двадцатого века. Они были датированы археологами еще I или II веками до нашей эры. Хотя их тексты более разнообразны, ясно, что они основаны на специфическом понимании четырех стихов, которые раввины связывают с ритуалом тфилин .

4QPhyl N – текст тфилина от Хаазину

Замечательный пергамент для тфилин, известный археологам как 4QPhyl N, включает текст из Песни Моисея и был частью набора таких пергаментов, которые сохраняют ничем не примечательный текст из фрагментов тфилин , найденных в других местах Кумрана.

Почему Песнь Моисея была сочтена подходящей в качестве текста для тфилин ? По всей вероятности, потому, что стихи сразу после Песни Моисея содержат ссылки на продолжительность дней.

Защитная роль Мезузы

Мезуза. Текст молитвы спрятан внутри
Мезуза. Текст молитвы спрятан внутри

Гипотеза развития практики тфилин , вращающаяся вокруг значения Второзакония 11:21 и непосредственно предшествующих стихов, с такой же легкостью применима к значению Второзакония 11:20: «И напиши их на дверных косяках дома ваши и на воротах ваших». Здесь защитная роль мезузы в повествовании об исходе из Египта (в Исходе 12) могла только добавить к идее, что мезузы могут функционировать как домашние амулеты, также известные из Месопотамии и других мест.

Защитная функция, заложенная в тфилин

Тфилин
Тфилин

В то время как раввины обычно умалчивали о какой-либо магической функции тфилин и мезузы, некоторые религиозные законы можно объяснить сохранением следов защитной функции тфилин и мезузы. Чтобы этот момент был ясным, те, кто носил тфилин в раннюю раввинистическую эпоху, по-видимому, носили его весь день, хотя и не ночью (все известные древние тфилин были крошечными, что облегчало длительное ношение).

В древнем мире женщина ассоциировалась с домом. Можно предположить, что женщины и младенцы, а также мужчины и дети старшего возраста (с наступлением ночи) чаще всего считались бы в пределах мезузы, где не было бы необходимости в защитной функции тфилин. Возможно, по этой причине женщины и младенцы обычно не носили их — хотя в ранних раввинских источниках нет ничего проблематичного в отношении тех женщин, которые носили тфилин, — и мужчины обычно не носили их ночью.

Полное исключение практики тфилин в Шаббат можно объяснить аналогичным образом. Дома, под защитой мезузы , у людей не было особых причин носить тфилин . Однако их ношение при выходе из дома привело бы к немедленному конфликту с правилами Шаббата, запрещающими ношение каких-либо вещей в общественных местах.

Раннехристианский амулет
Раннехристианский амулет
Раннехристианский амулет. Обратная сторона
Раннехристианский амулет. Обратная сторона

Вывод

Археологические данные, наряду с рассмотрением различных библейских отрывков, предполагают, что тфилин изначально практиковался как амулет долготы дней. Хотя мы не можем быть уверены, когда это началось, ритуал — в форме, довольно похожей на известную сегодня — уже существовал в конце периода Второго Храма, когда евреи столкнулись с эллинистической культурой. Хотя эта практика была исключительно еврейской, основанной на толковании Библии, она явно перекликается с практиками других культур.