Найти тему
ВОЕНВЕД

Почему Гитлер остановил танки вермахта перед Дюнкерком

Современные французские и английские историки подают события в Дюнкерке, чуть ли не как одну из отправных точек борьбы с нацизмом в 1940, которая позволила в итоге англо-американо-французской коалиции победить немцев в 1945 году (про главный вклад в победу Советского Союза нынче вообще не принято вспоминать). Забывая упомянуть, что основную часть, предшествующую этой спасательной операции, составляло хаотичное и безудержное бегство английских и французских солдат и никакого героизма в этом нет.

Когда масса испуганных людей, роняя винтовки и боеприпасы, бросая танки и артиллерию, пытается спастись, героями являются только люди, их спасшие (команды плав.состава, части прикрытия и английские летчики, сражающиеся в небе Дюнкерка с германской авиацией).

Картина Чарльза Эрнеста Кандалла, Дюнкерк, 1940г.
Картина Чарльза Эрнеста Кандалла, Дюнкерк, 1940г.

10 мая 1940 года немецкие войска обрушились на Голландию, Бельгию и Францию одновременно. Союзники были почему-то убеждены, что немцы будут действовать по сценарию Первой мировой войны, упрутся в мощную оборону линии Мажино, затем двинутся вдоль нее на север и попытаются проникнуть в союзный стан через Бельгию и Голландию, где их и будут поджидать основные силы союзников. План великолепный.

Но немцы поступили по другому. Они навалились на союзников со всех сторон, благо возможности позволяли: Гитлер сосредоточил перед линией Мажино целых три группы армий ("А", "Б" и "С"). Гитлер вообще предполагал, что война во Франции станет самой кровопролитной кампанией немцев. Но бронированные клинья вермахта прошлись гусеницами по северу, северо-западу, юго-западу, сметая со своего пути все заслоны. Стоические попытки французов, англичан, бельгийцев и голландцев оказать сопротивление успехом не увенчались.

-2

Первой дрогнула Голландия (Нидерланды), она капитулировала 14 мая 1940 года. 17 мая пал Брюссель, столица Бельгии. Германские группы армий "А" (командующий фон Рундштедт) и "Б" (командующий фон Лееб) по сути окружили группировку англо-франко-бельгийских войск во Фландрии и прижали ее к морю.

Когда в Лондоне узнали, что немцы прорвали линию обороны на реке Маас, то попросили ввести французского главнокомандующего Гамелена резервы, для залатывания бреши. Когда выяснилось, что резервов у Гамелена нет — англичане схватились за головы. Стало очевидным — дни союзной группировки сочтены и помочь ей может только чудо. И тогда англичане впервые заговорили об эвакуации.

Но для эвакуации всей группировки у французского и английского флотов не было нужного количества кораблей. А кроме того, немцы методично захватывали морские порты (22 мая германские войска заняли Булонь, 23 мая вышли к Кале) и союзная группировка вскоре оказалась сосредоточенной в районе последнего портового города Франции, Дюнкерка.

Источник: https://disgustingmen.com/
Источник: https://disgustingmen.com/

Во время отступления союзники бросали на позициях артиллерию, самоходки и танки. Некоторые орудия, так и не успев ни разу открыть огонь, доставались немцам и те обращали пушки против бегущих.

Любопытно, но окруженная союзная группировка в 2 раза превосходила численность наступающих немцев. А юго-западнее находился не занятый немцами Париж, куда можно было прорваться, перерубив клин танковой группы Клейста.

И генерал Гамелен отдал приказ начать контрудары, но тут его снимают с поста и главнокомандующим назначают генерала Вейгана. Вейган отменяет приказ Габелена и пытается сориентироваться в обстановке. А драгоценное время уходит. Вейган повторяет приказ Габелена атаковать, но атаковать уже нечем, группировка съеживалась как шагреневая кожа. Англичане не желают покидать побережье, они надеются, что их эвакуируют. Французы и бельгийцы пытаются удержаться на позициях, но бегут под натиском немецких танков.

Источник: https://topwar.ru/
Источник: https://topwar.ru/

Некоторые дивизии пытаются атаковать самостоятельно, другие держат оборону, третьи просто бегут к морю. И все это под непрерывными авианалетами люфтваффе. В таком положении Вейган не мог централизованно командовать войсками. И вскоре вся союзная группировка погрузилась в неуправляемый хаос.

28 мая 1940 года капитулировал основной состав 550-тысячной бельгийской армии, которая осталась без всякой поддержки с флангов. Англичане просто бросили своих союзников, предложив королю Леопольду бежать с ними, оставив свою армию.

Остальные войска союзников прижались к Дюнкерку, с надеждой глядя на морской горизонт. Англичане пытались мобилизовать все французские плав.средства, которые попадали в зону видимости. Но они были обречены, немецкие танки уже стягивались к окрестностям Дюнкерка, готовые нанести последний удар по этой безвольной массе людей, бывших когда-то солдатами французской и английской армии.

-5

Но 24 мая 1940 года немецкие танкисты внезапно получают приказ в бой не вступать и вперед не продвигаться за линию "Дюнкерк — Азбрук — Мервилль". "Мы лишились дара речи", — вспоминал позже генерал-полковник Хайнц Вильгельм Гудериан. Приказ Гитлера: "не приближаться к Дюнкерку ближе чем на 10 км". Немецкие танки 19-го танкового корпуса прибыли к Дюнкерку раньше, чем подошли основные английские силы. И немецкие танкисты с явным неудовольствием наблюдали в бинокли, как неорганизованные толпы солдат неприятеля устремляются в порт и к песчаным пляжам.

Если бы не приказ Гитлера, с Дюнкерком и всеми этими людьми было бы покончено в ближайшие часы. Так что же случилось?

Гитлер решил, что бронетехника, которая значительно оторвалась от пехоты, может серьезно пострадать при штурме города. Поэтому приказал танкистам дожидаться подхода пехотных дивизий 4-й армии вермахта генерала фон Клюге.

Фюрер знал, что у англичан все равно нет столько кораблей, чтобы эвакуировать все воинство. Тем более, что Геринг хвастливо заявил, что его летчики обойдутся без танков, просто перепахав Дюнкерк бомбами (Геринг не знал, что англичане бросят на противодействие всю свою авиацию, которая до этого почти не показывалась в небе Франции). Но и Гитлер не знал, что его сообщение об остановке войск перехватила английская разведка и в Лондоне осознали, что у них появилось несколько спасительных дней.

Источник: https://topwar.ru/
Источник: https://topwar.ru/

Английским и французским дивизиям хватило два дня, чтобы организовать оборону этой линии и сдерживать немцев (французы окопались на западном фланге, британцы на восточном), пока основная масса войск приступит к эвакуации. А за это время английское правительство мобилизовало весь военный и гражданский флот, в том числе рыболовные суда и частные яхты, которые устремились спасать людей.

26 мая Гитлер осознал, что приказ остановить наступление был ошибочным и отдал приказ на штурм. И тут немецкие танкисты действительно столкнулись с серьезным противодействием, которые за два дня успели организовать французы и англичане (до этого оборона организована не была). Фюрер велел выводить бронетехнику из района боевых действий в сторону Парижа, а вперед продвигаться лишь пехоте при поддержки авиации.

Утром 4 июня 1940 года последние суда забрали остатки войск союзников. Всего за эти дни было переправлено в Великобританию 338 тысяч человек. Вся техника была брошена на побережье. Союзные войска оставили немцам 2.400 орудий, 700 танков, 130.000 автомашин.

Источник: https://topwar.ru/
Источник: https://topwar.ru/

Почему Гитлер отдал такой приказ? Он не мог поверить, что английская и французская армии потеряли свою боеспособность. Он боялся, что немецкие танки без поддержки пехоты просто сожгут в Дюнкерке. Он прекрасно помнил катастрофу на Марне, когда в Первую мировую войну немецкие корпуса устремились к Парижу, но значительно оторвались от тылов, растянули коммуникации, а потом были разгромлены.

Кроме того, Гитлер предполагал, что самые жестокие бои немецкую армию поджидают по пути в Париж, а следовательно следует беречь бронетехнику. Именно это заблуждение и позволило союзным войскам осуществить эвакуацию и спасти почти все кадровые части.