Задание № 5 ОГЭ по русскому языку по праву можно отнести к одному из сложных в тестовой части, так как оно охватывает все темы, изученные детьми в разделе «Орфография», а также требует от учащихся знаний в области морфологии и морфемики. Помимо этого, в нем ещё есть и ряд ловушек, одной из которых является тема, связанная с правописанием чередующихся гласных в корне слова. Казалось бы, какие сложности могут возникнуть? Увидел корни -ГАР-, -ГОР-, -КАС-, -КОС-, -МЕР-, -МИР- - смело утверждай, что это корни с чередующимися гласными. Но именно такой ход мыслей приводит, как правило, ученика к ошибочному ответу в задании № 5 ОГЭ по русскому языку.
В данной статье я объясню, почему у многих ребят возникают ошибки при работе с корнями в тестовой части экзаменационной работы.
Напоминаю Вам о том, что чередование – смена гласных в корне (НАПРИМЕР, Е-И: ЗАБИРАТЬ-ЗАБЕРУ, ЗАЖИГАТЬ – ЗАЖЕГ, ВЫТИРАТЬ – ВЫТЕР и т.д. ИЛИ О-А: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, КАСАТЬСЯ-КОСНУТЬСЯ И Т.П.).
Также нужно учитывать, что написание этих корней зависит от разных условий, которые представлены в следующей таблице:
Предлагаю на практике разобрать типичные ситуации-ловушки.
1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НАИСКОСОК (от вокзала) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от наличия суффикса.
(В слове НАИСКОСОК корень -кос-, но это не значит, что гласная в нем чередующаяся. Чтобы определить тип гласной в корне, подбираем однокоренное слово. Если это корень с чередующейся гласной, то при подборе однокоренного, должна произойти СМЕНА БУКВЫ О НА – А.
Наискосок – касаться – не являются однокоренными (у них абсолютно разное лексическое значение). А если нет смены гласной, следовательно, нет и чередующейся в корне.
Какая же тогда гласная в слове НАИСКОСОК? Путем подбора однокоренного слова получаем следующий результат: наискосок – косо (гласная проверяется ударением, значит, относится к проверяемым, а не к чередующимся.) Следовательно, в 1 варианте ответа дано неверное объяснение написания выделенного слова.
2) ПРИЛОЖИТЬ (старание) - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
(ПрилОжить – прилАгается – данный корень с чередующейся гласной, но его написание не зависит от значения) – Неправильный ответ.
3) ЗАДИРАТЬ (нос) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от наличия суффикса.
(ЗадИрать – задЕру - данный корень с чередующейся гласной, его написание зависит от наличия суффикса, значит, ответ правильный.
4) ОТРАСЛЬ (животноводства) — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях (правильно, исключения, приведенные мною в таблице, – слова, в которых корни с чередующимися гласными).
5) ЗАМИРАТЬ (от страха) — безударную гласную в корне можно проверить словом мир.
(ЗамИрать – замЕр - при подборе однокоренного произошла смена гласных, следовательно, перед нами корень с чередующейся гласной, который нельзя проверить словом мир.
А вот слова ПРИМИРЕНИЕ, СМИРЕННЫЙ можно проверить словом мир. И корень в них будет с проверяемой гласной, а не с чередующейся.
2. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ОПЕРЕНИЕ — написание чередующейся гласной в корне слова проверяется отсутствием в слове суффикса -А-.
Оперение – опираться – не являются однокоренными (у них абсолютно разное лексическое значение, слова никак по смыслу не связаны). А если нет смены гласной, следовательно, нет и чередующейся в корне.
Какая же тогда гласная в слове ОПЕРЕНИЕ ? Путем подбора однокоренного слова получаем следующий результат: опЕрение – пЕрья (гласная проверяется ударением, значит, относится к проверяемым, а не к чередующимся.) Следовательно, в 1 варианте ответа дано неверное объяснение написания выделенного слова.
2) КОСИТЬ (траву)— написание чередующейся гласной в корне слова проверяется наличием/отсутствием в слове суффикса -А-.
Косить – касаться – не являются однокоренными (у них абсолютно разное лексическое значение, слова никак по смыслу не связаны, как, например, прикОсновение - прикАсаться). А если нет смены гласной, следовательно, нет и чередующейся в корне.
Какая же тогда гласная в слове КОСИТЬ? Путем подбора однокоренного слова получаем следующий результат: кОсить – кОсит (гласная проверяется ударением, значит, относится к проверяемым, а не к чередующимся.) Следовательно, во 2 варианте ответа дано неверное объяснение написания выделенного слова.
3) БЛЕСТЯЩИЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием или отсутствием суффикса -А-.
(БлЕстящий – блИстать - данный корень с чередующейся гласной, так как произошла смена гласных, его написание зависит от наличия или отсутствия суффикса –А-, значит, ответ правильный.
4) ЗАПЕРЕТЬ (на ключ) — написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием или отсутствием суффикса -А-.
(ЗапЕреть –запИрать- данный корень с чередующейся гласной, так как произошла смена гласных, его написание зависит от наличия или отсутствия суффикса –А-, значит, ответ правильный.
5) ПРИМЕРЯТЬ (костюм) - написание безударной чередующейся гласной в корне слова объясняется отсутствием суффикса –А-.
(Примерять – примирать (такого слова в русском вообще не существует) – слова не являются однокоренными (у них абсолютно разное лексическое значение, слова никак по смыслу не связаны, как, например, замИрать - замЕр). А если нет смены гласной, следовательно, нет и чередующейся в корне.
Какая же тогда гласная в слове ПРИМЕРЯТЬ? Путем подбора однокоренного слова получаем следующий результат: ПРИМЕРЯТЬ – МЕРЯТЬ (гласная проверяется ударением, значит, относится к проверяемым, а не к чередующимся.) Следовательно, в 5 варианте ответа дано неверное объяснение написания выделенного слова.
Каков же алгоритм ваших действий при работе с корнями и определении типа гласной в них? Предлагаю Вам воспользоваться следующей схемой во избежание возникновения ошибок:
Подводя итоги, хочется вспомнить известное высказывание Козьмы Пруткова: «Зри в корень!» Как прав был этот вымышленный писатель, ведь нужно смотреть не только на форму, но и на содержание.