В каждом доме есть предметы, потерявшие былую актуальность и доставшиеся по наследству. Но не все из них хочется выкинуть с глаз долой. Более того, есть вещи, которые не просто дороги, как память, а являются тем, что называется семейной реликвией.
К примеру, вот эти два портрета. Один - новорожденной девочки, был нарисован её дядей в июне далёкого 1931 года.
И её бабушки, написанный им же, через 5 лет, соответственно, в 1936 году. Для любого непричастного, это лишь тени прошлого, в лучшем случае, образец изобразительного искусства первой половины ХХ века…
А теперь представьте, что с той новорожденной девочкой вы живете в одной квартире, ей 91 год и она доводится вам бабушкой. А та, что доводилась бабушкой ей, тоже не всегда была бабушкой и моделью для портрета в стиле «соцреализма», о чем у вас также сохранилось визуальное свидетельство, более, чем 100-летней давности:
И нет никакого сомненья, что жизнь этих вещей должна продолжаться до тех пор, пока не пресечется род, либо потомки окажутся недостойны памяти своих предков, коих предадут забвению.
Но в нашей жизни присутствуют предметы, которые дороги не только, как память, но и являются дорогими в самом прямом, утилитарном смысле этого слова. Обычно это старые предметы, которым за полсотни и более лет, то есть, доставшиеся вам, уже в качестве антиквариата. В моём случае, это были часы, точнее то, что от них осталось. История обычная и для многих знакомая. Висели эти часы в доме еще до вашего рождения и пока был жив дед, что приобрел их когда-то по случаю, на довоенной барахолке, его молитвами, они сохраняли в доме уют метрономом маятника и мелодичным звоном.
Но уже при отце ухода за ними почти не стало, а мелкие поломки были домашним Кулибиным не по зубам, точнее, не по рукам. И вот в какой то момент они встали окончательно, по инерции еще какое то время висели на стене, но потом отправились на шкаф (типа, до починки), а когда стали мешать и там, то в кладовку, на антресоли. С годами, исчез механизм, который наполовину состоял из деревянных деталей, его отдали в ремонт бывшему соседу и забыли забрать, гири утонули в качестве грузил для бредня и то, что осталось, скорее напоминало импровизированный скворечник. И только спираль боя мелодично напоминала об истинном назначении предмета, при малейшем к нему прикосновении.
Проблема таких потерь связана с излишней щепетильностью, желанием при ремонте воссоздать предмет в первозданном виде. Но цена таких работ всегда была слишком высока и никогда не соответствовала результату. Как говорят в таких случаях, "дешевле новые купить". Дело в том, что реставрировать нужно либо то, что имеет художественную или историческую ценность, либо то, что дорого именно в первозданном виде. То есть, если б дед сделал их сам, или получил в наследство, как семейную реликвию, то да! Если таких часов в природе осталось полтора экземпляра, безусловно. Но вещь, что изготавливали массово, купленная на барахолке и находящаяся в семье не более двух поколений, не всегда заслуживает полноценной реставрации. А вот того, чтобы вернуться на стену, вполне достойна.
Исходя из этих соображений, я и вытащил то, что осталось, от некогда вполне торжественного экземпляра и озаботился тем, чтобы наполнить его, пусть не родными, но рабочими шестеренками, я занялся их реанимацией. Потери в инкрустации восстанавливать также не стал, просто прикрыл деревянными декоративными элементами той эпохи, точнее, снятыми с других часов той эпохи.
Часы перестали быть гиревыми, в соответствии с чужим механизмом, они получили пружинный завод. Маятник пришлось удлинять при помощи накладной детали, меняющей центр тяжести. Циферблат имел донором двое других часов. И наконец, слишком тонкий механизм, пришлось ставить на деревянные бобышки, что тоже не добавляло аутентичности. Как сами понимаете, историческую ценность они потеряли напрочь, антикварную сохранили наполовину – все детали были прошлого века. Художественная часть гарантирована только моим вкусом, но вот утилитарная вернулась, причем, через 30 лет… Думаю именно поэтому большинство граждан предпочитают шунтирование сосудов преждевременной смерти. Такая вот художественная аллегория...
Все это сделано на базе антиквариата и ни одной детали моложе 100 лет в них нет. Но вот каталогам прошлых лет они не соответствуют, поскольку каждый экземпляр состоит из нескольких, иногда довольно разных моделей, а зачастую и вообще несет декор старинных предметов, ранее к часам не имевшим отношения: