В прошлой части мы попытались определить причины, по которым Россия вводит новую схему оплаты поставок газа. В этой части давайте обсудим, почему же Европа так сильно этом сопротивляется, а также сделаем некоторые выводы из сложившийся ситуации. Поехали...
Несмотря на то, что европейские компании могут получить некоторые преимущества от оплаты газа по новой схеме (о чем я писал в предыдущей части), у Европы есть веские основания сопротивляться этому:
1. Да что такое, этот ваш рубль?! Как я писал выше, европейские компании на данный момент не понимают, как производить оплату по новой схеме, и это их пугает. Они не хотят использовать что-то новое и высокорискованное, когда есть проверенные механизмы. Поэтому-то наше Мудрое Руководство ™ и внедряет такую схему именно для газа – Европа не может сейчас от него отказаться, а значит бизнесу придется принимать правила игры.
2. Санкции. Даже не так. САНКЦИИ ИЗ АДА! Вы же помните, что нас там наказывают, что мы должны заплатить цену за то, что мы все орки и агрессоры. А тут мы берем такие и придумываем схему, как часть этих санкций обойти. Не для того они вводились…
3. Одни и те же грабли. Европа уже один раз в своей истории напоролась с аналогичной схемой. Второй раз они не хотят. Подробнее об этом я расскажу в своих будущих статьях, если до них дойдет дело, конечно.
4. Мы здесь власть! И это не просто эмоциональное желание все контролировать. Европейская и американская финансовые системы держатся на высокой репутации и полном доверии к ним со стороны всех остальных финансовых институтов мира. Никто не должен ставить это под сомнение! Никто не должен даже заикаться о создании альтернатив! Репутацию и доверие к себе они в глазах остального мира уже подорвали. Теперь другие страны сидят себе и думают, а как бы так безболезненно отказаться от привязки к доллару и евро. Если сейчас Россия продемонстрирует всему миру, что можно свои товары и ресурсы продавать без использования доллара и, самое главное, представит рабочую схему такой торговли, то есть большая вероятность, что целый ряд стран попробует повторить этот опыт. Запад такого развития событий допустить не может.
Выводы
Мы переживаем период серьезной турбулентности в мировой экономике – одни логистические и производственные цепочки нарушаются, другие появляются на их месте, финансовые институты разрушаются и видоизменяются, национальные экономики переживают структурные изменения. Все это началось в уже таком далеком 2020-м году как необычный, но не самый тяжелый экономический кризис, связанный с пандемией. Кризис 20-ого привел к появлению эффекта «отложенного спроса», который, в свою очередь, привел к кризису дефицита товаров уже в 21-м году. В конце 21-ого, начале 22-ого годов наметились тенденции на постепенный выход из затянувшейся кризисной ситуации в мировой экономике, однако все они были моментально перечеркнуты 24 февраля 2022 года. Началось глобальное экономическое противостояние – «Первая мировая экономическая война».
У нашей страны, как у одной из центральных сторон этой войны, есть целый перечень слабых и уязвимых мест, по которым противник решительно и не задумываясь наносит удары. Однако, как внезапно выяснилось, наша страна, во-первых, готовилась к этим ударам и с некоторой эффективностью их отражает, во-вторых сама имеет некоторые экономические инструменты, с помощью которых может нанести (и наносит, как мы видим из истории с газом) ответные удары. Запад наносит удары, преследуя свои цели – Россия защищается. Россия наносит удары, преследуя свои цели – Запад защищается. Кто и каких целей в итоге достигнет, покажет время.
Когда и чем закончится это противостояние, мы не знаем. Однако мы смеем надеяться, что в конечном итоге Россия выйдет победителем в этой экономической войне и получит свои дивиденды. В любом случае противостояние будет долгим и изнуряющим – возможно, лет через 10 мы увидим другую страну с другой более мощной, развитой и независимой экономикой. И это будет очень хорошо. Вот только 10 лет для государства – очень короткий срок, а для нас с Вами это внушительный период нашей жизни. И период этот будет, скорее всего, тяжелым.
«Не дай вам бог жить в эпоху перемен»