Найти тему
Александр Асов и К°

Режиссёр Фрэнк Капра — певец "Америки, которую мы потеряли..." (Вашингтон, как Древний Рим)

Сегодня, в серии публикаций, посвящённых зарубежному кино, геополитике и т.с. "языческой" традиции, я бы хотел рассказать о фильмах режиссёра начала XX века Фрэнка Капры (урожденного Франческо Розарио, ибо приехал он в Штаты из Италии). Сегодня, 18 мая, — его день рождения.

И хотя он малоизвестен у нас, но это совершенно напрасно. И это мой наиболее любимый режиссёр из "Золотого века Голливуда" эпохи чёрно-белого кино.

Боюсь, многие из вас о нём слышат впервые... Да и я о его фильмах и актёрах, у него снимавшихся, узнал, когда разбирал на чердаке нашего старого дома, коробку с фотографиями "любимых артистов зарубежного кино", коими восхищались, и в коих влюблялись, наши мамы, либо для тех кто помоложе, — бабушки, ещё до Второй мировой войны да и после, когда в СССР стали крутить "трофейные" и ленд-лизовские фильмы тогда нашего союзника США...

Ф. Капра на съемках фильма "Мистер Смит едет в Вашингтон" (1939).
Ф. Капра на съемках фильма "Мистер Смит едет в Вашингтон" (1939).

* * *

Между прочим, Фрэнк Капра в ту войну немало потрудился на то, чтобы союз США и СССР состоялся. Его серия фильмов "Почему мы сражаемся", наряду с "Песней о России" Ратова, "Северной звездой" Майлстоуна, и, конечно, великолепной и острой "Миссией в Москву" Майкла Кёртиса, как утверждала затем комиссия Маккарти, были поставлены в Голливуде "по сталинскому сценарию".

И, конечно все они достойны, чтобы и сейчас, в дни празднования Победы, крутиться на наших федеральных каналах наравне с советскими фильмами о войне и том времени. Это редкая в наши дни правда об СССР и сталинизме. А между прочим, в США после войны эти фильмы уничтожались, режиссёры подергались травле, а копии сжигались...

В центре злодей-политикан Тейлор (он же и Нортон в другом фильме), — те самые, что захватили теперь, и видимо, окончательно, Америку...
В центре злодей-политикан Тейлор (он же и Нортон в другом фильме), — те самые, что захватили теперь, и видимо, окончательно, Америку...

* * *

Но сейчас я бы хотел рассказать о других фильмах Фрэнка Капры, — тех, что попадают под тематику канала. И это прежде всего: "Мистер Смит едет в Вашингтон" (1939), а также "Познакомьтесь с Джоном Доу" (1941).

Конечно, — это милые, бурлескные комедии... Да что там — сказки! И в этих сказках наивный идеалист, лидер скаутов (в фильме мальчиков-рэйнджеров) по имени Джефферсон Смит побеждает в невероятно напряжённой схватке, в Конгрессе США, политических интриганов и коррупционеров, т.н. "машину Тейлора"...

А в другом фильме самый обычный маленький американец безработный мистер Джон Доу становится чуть не Мессией для всей Америки... И он побеждает в противостоянии такого же как типичного "теневого хозяина всего" Д.Б. Нортона (которого играет тот же актёр, что играл и Тейлора)...

Джефферсон Смит комичен уже тем, что наполнен "американскими идеалами", поёт гимн, наизусть цитирует "Декларацию независимости"... Волею случая став сенатором, он добивается невероятного. Своею верою он сокрушает всех врагов... добиваясь постройки "американского Артека" (чего в жизни так и не случилось).

Джефферсон Смит указывает на Капитолий — храм "американской веры".
Джефферсон Смит указывает на Капитолий — храм "американской веры".

Вообще, в фильмах-комедиях Фрэнка Капры в американские идеалы верят только такие идеалисты, как "пионервожатый" (применительно к нам) Смит, либо изрядно подвыпивший издатель Коннел в фильме "Познакомьтесь с Джоном Доу". На трезвую голову верить в это, очевидно, уже тогда не очень-то получалось. Ибо видно было, у кого подлинная власть (у Тейлоров и Нортонов). И об этом тоже во весь голос говорит режиссёр. И тут он яростно обличает....

Но на что я бы хотел обратить внимание, как поданы эти "американские идеалы" в фильме... Мы видим картины воистину эпические...

Это и виды Вашингтона — поданого как языческий Древний Рим в эпоху его расцвета. Замени костюмы на тоги, и нет отличий! Это, между прочим, очень органично для итальянца родом из Палермо — Франческо Розарио Капры.

А какой искренней верой "светятся" лица в этих храмах "американской веры", в Мемориале Линкольна, в Капитолии, при чтении Декларации независимости, в Арлингтоне или на горе Вермонт и т.п.

Что тут пересказывать: это надо увидеть. Вот он — подлинный "град на холме", о котором у нас теперь любят поминать, и обычно, в негативном ключе. Фрэнк Капра — его искренний певец...

А его Джон Доу простой истиной "возлюби ближнего" покоряет сердца всех американцев. И потому явившееся из газетной заметки движение Джона Доу, чем-то крайне напоминающее наше "Движение Анастасии", чуть не переворачивает политический строй всех Соединённых Штатов...

* * *

Да, конечно жаль, что теперь нет той идеальной Америки, исчезла аки Атлантида в пучине времени... И теперь там правят те самые Тейлоры и Нортоны, с коими боролся Ф. Капра... Но вот что подумалось. А ведь в нашем кинематографе и вовсе нет аналогов такого остро-социального, да и притом комедийного кино.

Мне трудно представить не гротескно-фальшивые фильмы о том, как наш, скажем, пионервожатый также переворачивает ту же Госдуму... Или какой-нибудь "анастасиевец" (либо, ну, "ведослав") ставит перед нацией важнейшие вопросы нашего бытия.

У нас вообще нет и не было такого жанра остросоциального идейного кино, которое бы не очерняло идеалы нашей земли и истории, а наоборот провозглашало бы их... Ведь нельзя жить в мире, где нет никаких идеалов. Потому и стоит даже сейчас пересматривать фильмы Фрэнка Капры, учиться у них...

А начинать знакомство с его творчеством я бы посоветовал с его комедии "Это случилось однажды ночью" (1934) с Кларком Гейблом и Кольбер, который получил пять Оскаров. Когда у меня падает настроение, я его иногда пересматриваю... Наряду с той же "Серенадой солнечной долины"...

P/S Подумалось, у нас ведь, в реале, такого сорта люди, как мистер Смит, в Госдуме, имеются — та же Наталья Поклонская... Правда идеалы её... царебожница с комсомольским задором... Но тем не менее... Материал для фильма, тем паче комедии, есть... (В Японии это поняли и там мультики даже появились с её образом!). Да и история движения "Звенящих кедров", вполне ложится в парадигму истории "Джона Доу"... Я бы смог и сценарий к сему написать... Да и не я один (сценарист "Слуги народа" — вполне справился бы, на мой взгляд). Однако наш кинематограф, режиссёры, продюсеры, не потянут такие темы...Разве тот же "95-квартал", но он и не наш, и простоват для трагикомедии, да и сдулся, откровенно говоря... Тем паче теперь...

* * *

Подписывайтесь также на резервные каналы, где размещаю заблокированные, и не только, статьи.

В Живом журнале https://alexandr-acov.livejournal.com/

В Ютубе: www.youtube.com/...rng В Rutube тоже начал давать видео

Во Вконтакте https://vk.com/id197571089 Телеграме t.me/AsovAlex:

* * *

Заказать книги Александра Асова можно в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".