Бушует осенний вихрь!
Едва народившийся месяц
Вот-вот он сметет с небес.
(Какэй, 1648–1716)
Вступившая на путь большой модернизации Япония помимо закупки кораблей за рубежом и заказа на иностранных верфях, создавала собственное кораблестроение. Сверху, организацией казенных Арсеналов, верфей и военных заводов. Никакой руки рынка, только жесткое планирование и жесточайшая экономия каждой йены.
Имевшийся уровень квалификации рабочих и инженеров первоначально позволял строить только небольшие деревянные корабли. И японцы их строили, нарабатывая навыки и создавая флот, пригодный для обучения будущих моряков.
После закладки в 1873 году в Йокосуке корвета «Сэйки» последовали два 1500-тонных деревянных корвета типа «Каймон». Строили их очень долго, около семи лет. Но корабли получились достаточно крепкими и удачными, дотянув в строю до русско-японской войны.
На базе улучшенного проекта на освободившихся стапелях по программе 1882 года заложили еще два корвета, «Мусаси» и «Катсураги» («Кацураги»).
А третий( по порядку-второй), «Ямато», поручили строить одной из первых частных современных верфей Японии-Onohama Shipyards в Кобэ. Onohama Shipyards была основана британским коммерсантом Эдвардом Чарльзом Кирби в 1878 году. В 1882 году компания спустила на воду первый в Японии коммерческий пароход с композитным корпусом, Dai-ichi Taiko Maru (第一 太湖 丸). В результате он получил контракт на «Ямато», но из-за забастовки у английских поставщиков просрочил кредит в 50 000 мексиканских долларов от банка Гонконга и Шанхая и покончил с собой в 1883 году. Верфь перешла под управление Арсенала Куре в 1890 году и с 1893 года стала его филиалом.
Строительство продвигалось уже быстрее, хотя до европейских стандартов было еще далеко. Относительно недорогие винтовые корветы приняли на себя значительную часть работы по обучению личного состава Императорского флота.
Это были уже корабли с композитным корпусом на стальных шпангоутах, с вертикальным форштевнем, с паровым двигателем двойного расширения, двумя винтами и шестью цилиндрическими котлами. На них сохранялось еще полное парусное вооружение трехмачтового барка, которое сняли только в 1900 году, во время очередной модернизации. Кроме того, благодаря вырезам в бортах два носовых орудия смогли вести не только бортовую, но и погонную стрельбу.
«Катсураги» получил свое имя в честь горы на границе префектур Осака и Нара. «Ямато» -в честь провинции Ямато, старого названия префектуры Нара и исторического центра Японии. «Мусаси»-в честь провинции Мусаси, бывшей провинции Японии, расположенной в регионе Канто .
Головной «Катсураги» был заложен 18 августа 1883 года под руководством японского инженера с английским образованием Сасо Сачу. Он был спущен на воду 31 марта 1885 года и введен в эксплуатацию 4 ноября 1887 года.
«Мусаси» заложили там же, в Йокосуке, 1 октября 1884 года. Руководил строительством тот же Сасо Сачу. Корвет спустили на воду 30 марта 1886 года и сдали в эксплуатацию 9 февраля 1887 года.
«Ямато» строился на верфи Онохама, в Кобэ.
Если не считать броненосец "Фусо" и два полуброненосных корвета "Хиеи" и "Конго" британской постройки, три композитных корвета считались лучшими японскими боевыми кораблями. Но их основной задачей стала подготовка личного состава.
Первым командиром «Ямато» был будущий адмирал флота Того Хейхачиро, а «Мусаси»-капитан-лейтенант Арима Шиничи.
Несмотря на определенные успехти отечественного судостроения, грядущая война с Цинским Китаем стала задачей для новых кораблей, построенных за рубежом. Крейсера "Матсусима", "Итсукусима", "Хасидате" были построены во Франции или из французских материалов, но преобладали корабли британской постройки-"Цукуси", "Нанива", "Такачио", "Чийода".
Сравнительно новые, но уже морально устаревшие японские корветы несли только вспомогательную службу.
«Кацураги»«Katsuragi» 葛城 . Верфь ВМФ, Йокосука Заказан в декабре 1882 г., заложен 18 августа 1883 г., спущен на воду 31 марта 1885 г., вступил в строй в октябре (4 ноября) 1887 г. Сдан на слом 11 апреля 1913 г.
«Мусаси» «Musashi» 武蔵 . Верфь ВМФ, Йокосука. Заказан 1883 финансовый год. Заложен 1 октября 1884 г., спущен на воду 30 марта 1886 г., вступил в строй 9 февраля 1887 г. (февраль 1888 г.). В апреле 1902 наскочил на мель возле Неморо, но был снят и введен в строй. Списан 1 апреля 1928 г. Сдан на слом в 1935 (1930-1931)г.
«Ямато» «Yamato»大 和. Оногама, верфь ВМФ, Кобэ. Заказан 1882 финансовый год. Заложен в феврале (23 ноября) 1883 г., спущен в апреле (1 мая) 1885 г., вступил в строй в октябре 1887 г.(16 ноября 1888 г.).Списан 1 апреля 1935 г. Использовался в войну как плавучая «учебка» новобранцев и 18.09.1945 затонул в бухте Кобэ во время шторма. Его остов подняли только в 1950.
Водоизмещение нормальное 1500 т (1476 длинных тонн). Размеры 62,78 х 10,7 х 4,6 м.
Двигатели-1 горизонтальная кривошипно-шатунная возвратно-поступательная паровая машина, 6 котлов, 1622 л.с, 1 вал («Katsuragi» 2 ПМ, 2 вала). Запас угля 100/132 т (146 коротких тонн). Скорость полным ходом 13 узлов. Экипаж 231 человек.
Вооружение: 2 — 170мм/35 казнозарядные пушки Krupp; 5 — 120мм/35-казнозарядные пушки Krupp; 1 — 75-80 мм/30 пушка Krupp QF; 4 картечницы 4 ствольных однодюймовых Норденфельта; 2 — 381-мм надводных торпедных аппарата. (В 1900 г.: 8 — 47мм/33; 6 пулеметов; 2 — 457-мм торпедных аппарата.)
В 1898 году все три корвета переклассифицировали в корабли береговой обороны.
В 1900 году корабли модернизировали. Парусное вооружение барка было снято, вооружение пополнили восемь 42-мм пушек и шесть пулеметов. 381-мм торпедные аппараты заменили на 457-мм.
Второе перевооружение было проведено в 1907 году, все три стали гидрографическими судами, получили четыре 76-мм/40 и четыре 50-мм пушки (затем осталось только две 76-мм).
«Кацураги» во время войны с Китаем вместе с систершипами нес патрульную службу между Кореей, Вэйхайвэем и Дайреном. Во время битвы при Ялу находился вместе с систершипами в резерве Западного флота (Saikai Kantai).
С 21 марта 1898 года вместе с систершипами переклассифицирован в корабли береговой обороны, как канонерская лодка третьего класса, использовался для прибрежной разведки и патрулирования.
6 октября 1900 года корвет сел на мель у острова Идзу Осима близ Хонсю. Потребовалось больше месяца, чтобы снять его с мели, после чего корвет прошел капитальный ремонт в Йокосуке. Здесь его парусный такелаж был снят, и он был перевооружен восемью 2,5-фунтовыми скорострельными пушками QF и шестью четырехствольными картечницами Норденфельт, а торпедные аппараты были заменены с 15 дюймовых на 18-дюймовые.
Во время русско-японской войны 1904-1905 годов корвет служил сторожевым кораблем в гавани Нагасаки.
В 1907 году «Кацураги» был переквалифицирован в гидрографическое судно, артиллерия заменена на четыре 3-дюймовых и два 2,5-дюймовых орудия.
28 августа 1912 года вместе с систершипами он был переклассифицирован как прибрежное патрульное судно второго класса. 4 ноября 1913 года был исключен из военно-морских списков и списан на слом.
«Ямато» во время русско-японской войны патрулировал пролив Канмон между Кюсю и Хонсю в районе Симоносэки.
1 апреля 1922 года корвет был официально переклассифицирован в исследовательское судно, а его вооружение было заменено двумя 80 мм орудиями. Им была обнаружена подводная скала в Японском море, названная в его честь.
1 апреля 1935 года «Ямато» был списан с военно-морского флота и разоружен. Корпус передали Министеству юстиции под плавучую тюрьму и учебное судно для несовершеннолетних преступников. Стоянка находилась в Ураге (Йокосука).
Во время Второй мировой войны его отбуксировали в гавань Йокогамы, но его там в сентябре 1945 года затопил тайфун в устье реки Цуруми в Токийском заливе. Корпус подняли и разобрали на слом в 1950 году.
«Мусаси» 1 мая 1902 года сильным штормом вместе с крейсером «Яэяма» снесло на песчаную отмель в устье залива Немуро. После снятия с мели корвет три месяца находился на ремонте.
Во время русско-японской войны 1904-1905 годов корвет служил сторожевым кораблем в гавани Хакодатэ под командованием капитан-лейтенанта Точинаи Содзиро (будущий адмирал японского флота).
«Мусаси» после войны использовался в основном в учебных целях. 1 апреля 1922 года его также как «Ямато» переквалифицировали в исследовательское судно. Он был исключен из военно-морских списков 1 апреля 1928 года и 6 июля получил обозначение «Халк № 5». Корпус также 3 октября передали Министерству юстиции и отбуксировали в Одавара (Канагава), где он стоял в гавани на якоре и использовался в качестве тюрьмы для несовершеннолетних преступников. Халк был разобран на металлолом в 1935 году.
Sic transit gloria mundi... От воспитания элиты Императорского флота до тюрьмы для малолетних де-билов....
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам