Найти тему
Полный абзац

Как использовать трёхактную структуру для написания романа

Оглавление

У романистов, драматургов и сценаристов много вариантов для организации структуры произведений. Но традиционно любую историю разбивают на несколько актов, которые выступают подразделами повествования. Сегодня поговорим о трёхактной структуре романа и из чего она состоит.

The Writing Cooperative
The Writing Cooperative

Некоторые истории можно рассказать в одном акте. Часто это короткие рассказы или пьесы. Иногда сюжетная линия требует большого количества актов. К примеру, Уильям Шекспир предпочитал пятиактную структуру для написания пьес.

Из всех способов деления истории на части писатели проявили больше лояльности к структуре из трёх актов. Она характерна для большинства форм современного повествования. Понятие трёхактного повествования восходит ещё к Аристотелю, который теоретизировал сюжетные ритмы в «Поэтике». Он утверждал, что история — это цепочка причинно-следственных связей. При этом каждое действие служит причиной следующих действий до тех пор, пока история не достигнет конца.

Что такое структура трёх актов

Такая структура делит историю на три раздела, каждый из которых привязан к одной или нескольким сюжетным точкам. А они, в свою очередь, управляют общим действием. В течение трёх актов разворачивается полная сюжетная структура. Главный герой проходит через все стадии развития персонажа, а основной сюжет строится в направлении достижения цели главного героя. К концу истории конфликт разрешается, а все сюжетные линии приходят к одной точке.

Элементы трёхактной структуры

Reel Rundown
Reel Rundown

По сути, три акта книги представляют собой начало, середину и конец. В большинстве трёхактных историй около 50% фактического повествования происходит во втором акте, а остальная половина равномерно распределяется на первый акт и заключительный.

Первый акт обычно начинается с экспозиции. Это одна или несколько сцен, которые показывают мир истории. Если история содержит сверхъестественные элементы, здесь будут установлены правила этого мира. Этот акт также должен показать обычный мир главного героя, его рутину.

Однако, прежде чем акт закончится, должен произойти подстрекательский инцидент, который вытаскивает героя из его обыденности в основное действие сюжета. Этот раздел завершается поворотным моментом, который выступает связующим звеном со вторым актом.

Второй акт состоит из цепочки действий, которые усиливают напряжение конфликта, а затем приводят к кризису. Допустим, вы пишете детективный роман. В нём сыщик пытается выследить убийцу своего коллеги. Один из подстрекательских инцидентов — непосредственно убийство, а поворотный момент — это решение главного героя найти убийцу. Таким образом, нарастающие действия второго акта будут включать в себя поиски убийцы. Второй акт поднимает ставки. Возможно, здесь появляется опасность для самого героя. К середине повествования наш детектив будет полностью погружен в сюжет.

Best Colleges
Best Colleges

Второй акт обычно заканчивается ещё одним поворотным моментом, который создаёт впечатление, что главный герой потерпит неудачу. Возможно, наш детектив слишком близко подошёл к убийце и был ранен его сообщником, что позволило злодеям сбежать.

Третий акт начинается с так называемой предварительной кульминации. Она состоит из событий, которые ведут к финальному противостоянию. В этот момент герой проходит точку невозврата: он должен либо победить, либо погибнуть. В нашей детективной истории, возможно, герой восстановил след убийцы и проследил его до убежища. Это приводит к настоящей кульминации, когда детектив либо арестовывает убийцу, либо убивает.

Наконец, происходит деэскалация в развязке, когда события кульминации возвращаются в обыденную жизнь. Но в нашем случае жизнь героя-детектива уже никогда не будет прежней.

Обратите внимание, что почти у всех романов, фильмов и сериалов есть второстепенные сюжетные линии, которые происходят параллельно с основной. Часто они имеют решающее значение для развития персонажа и раскрытия его внутренних качеств. Второстепенные сюжетные линии могут следовать стандартной структуре трёх актов, но способ их воспроизведения варьируется от истории к истории.

Как использовать структуру трёх актов

Vskills
Vskills

Лучший способ включить структуру трёх актов в своё повествование — это наметить ключевые элементы сюжета, которые должны заполнить каждый акт.

  • Акт первый: экспозиция, разворачивание сюжета, поворотный момент.
  • Акт второй: постепенно нарастающее напряжение, середина, поворотный момент.
  • Акт третий: предварительная кульминация, кульминация, развязка.

Некоторые романисты и сценаристы продумывают сюжетные моменты во время мозгового штурма, а затем накидывают в структуру. Если вы предпочитаете придумывать действия в процессе написания, то имеет смысл продумать не всё, а только три основных раздела и определить опорные сюжетные точки. Это может быть полезным инструментом планирования, чтобы думать об истории во время экспозиции, подстрекая к действию.

Хорошие истории не начинаются с шаблонов для перехода на другой акт. Они начинаются с запоминающихся персонажей, яркого мира и главного героя, за которым хочется следить. Как только они будут сформированы, структура из трёх актов, скорее всего, естественным образом раскроется.

Если вам понравилась публикация, не забудьте поставить лайк, написать комментарий и подписаться на мой канал, если вы ещё этого не сделали.

Поддержите мой блог ежемесячной подпиской на Patreon (для тех, кто за пределами России) или на Boosty (для тех, кто в России), а также разовым донатом на любую сумму в форме ниже.

#писательство #писательское мастерство #писательский блог #сюжетная линия #интересный сюжет #как писать книги #структура сюжета #теория литературы #сторителлинг #как написать роман