Есть мнение, что Марс похож на Землю — небо там голубое, а камни — зелёные от фотосинтезирующих бактерий, а всё это — старательно (хотя и с утечками) скрывается учёными из НАСА. Это очень интересное мнение, рассматривать которое в этот раз мы не будем.
Помимо загадок выдуманных, Марс способен удивить и своей реальной природой. И удивить не абы кого, а самих учёных из НАСА.
Орбитальный аппарат Mars Odyssey, — долгожитель, исследующий Красную Планету аж с 2001 года, производит снимки поверхности Марса как в видимом свете, так и в инфракрасном диапазоне — он оснащён термочувствительной камерой. Изучая рассветные снимки, полученные с этого аппарата, исследователи пришли в некоторое замешательство. Дело в том, что данные из оптического диапазона сильно отличались от данных из инфракрасного диапазона.
Ночью поверхность Марса покрывается инеем, состоящим из углекислого газа — сухим льдом. На рассвете лучи Солнца освещают поверхность, и ночной иней за считанные минуты нагревается и испаряется в разреженную атмосферу.
Просматривая утренние снимки в оптическом диапазоне, исследователи видели на них тонкий голубовато-белый слой инея, покрывающий поверхность в некоторых местах. Однако согласно снимкам из инфракрасного диапазона, иней на самом деле распространялся на гораздо бо́льшие площади, и лежал даже там, где был невидим в обычном свете.
В статье, опубликованной в журнале "Journal of Geophysical Research: Planets", было предложено объяснение этого феномена, связывающее и другой феномен погоды Марса – пылевые лавины на склонах холмов, возникающие в утренние часы.
В публикации отмечается, что исходя из предрассветной температуры поверхности в исследованных областях Марса (около -126°C), по законам термодинамики в этих местах должно обнаруживаться значительное количество ночного инея. Чего, однако, практически не наблюдается в оптическом диапазоне — но зато хорошо наблюдается в инфракрасном. Разгадка, по выводам авторов статьи, состоит в том, что кристаллы сухого льда за ночь образуются внутри поверхностного реголита, а не на самой поверхности — на глубине, сопоставимой с толщиной человеческого волоса, всего лишь в десятках микрон от поверхности. Этот "грязный" иней, смешанный с частичками марсианской пыли, неразличим на снимках в оптическом диапазоне. Утром, когда лучи Солнца нагревают поверхность, сухой лёд начинает испаряться. Внутри поверхностного реголита возникает восходящее сопротивление, сопоставимое с силами трения и гравитации, испаряющийся лёд разрыхляет и смещает отдельные пылинки. Так инициируется сход пылевых лавин — медленных рек пыли, которые, стекая вниз по склонам холмов на протяжении нескольких часов, оставляют за собой тёмные полосы, простирающиеся на сотни метров.
«Каждый раз, когда мы отправляем миссию на Марс, мы обнаруживаем новые экзотические процессы. У нас на Земле нет ничего похожего на пылевые полосы. Мы должны думать не только о своем опыте на Земле, чтобы понять Марс» – отмечает соавтор статьи Крис Эдвардс.
Автор статьи: Amethyst
#космос #Марс #наука #физика #геология #научпоп #интересное