Фильтры для объективов бывают разные и под определенные задачи. Более распространенные, это конечно же защитные, или UV фильтры. Защищают они переднюю линзу от внешних воздействий, поэтому один раз накрутил на объектив такой фильтр и забыл про него. ND фильтр не подразумевает постоянное ношение на объективе, поскольку «отрезает» определенное количество света и это, естественно, не всегда необходимо.
Какие бывают виды ND фильтров?
Здесь всё просто, их всего два:
· Обычный
· Вариативный
Обычный, исходя из названия, несет в себе функцию «отрезания» количества света, в зависимости, от фиксированного коэффициента этого фильтра.
Стандартные фильтры обычно варьируются от коэффициента 2 до 1024, но есть и те, которые имеют коэффициент 10000. Используются они крайне редко, ну только если у вас нет желания пофотографировать солнце. Из стандартных более популярные коэффициенты от 16 до 64, которые в основном используются видеографами.
Зачем видеографам ND-фильтр?
Людям, которые не снимают видео, или привыкли снимать в режиме «шедевр» (авто), наверное тяжело представить, необходимость этого фильтра. Ну отрезает он часть света и что? Зачем? Разве это не значит, что качество картинки будет хуже, ну или как минимум темнее?
На самом деле вся соль скрывается в мануальном управлении камерой. У камер есть такое понятие, НАТИВНОЕ ISO, или БАЗОВОЕ ISO (кто как называет), при котором мы получаем максимально возможный от матрицы динамический диапазон при минимальных шумах. Это очень важный момент, особенно когда вы снимаете в LOG для последующей постобработки. И здесь уже начинается веселье. Обычно НАТИВНОЕ ISO у камер находится в районе 800, что высоковато для съемки на улице в солнечную погоду. Но у нас же есть, ещё диафрагма и выдержка, которой мы можем скомпенсировать такое высокое ISO. Тут уже подкрадывается второй момент. В зависимости от того, сколько кадров в секунду используется при съемке, мы обязаны для плавной передачи движения использовать выдержку, которая в два раза превышает количество кадров в секунду.
К примеру, мы снимаем кино и у нас классические 24к/с, значит выдержка у нас должна быть 1/48 ( или 1/50 в зависимости от возможностей камеры). Итого, ISO 800, длинная выдержка 1/48 от которой никуда в таком случае не убежать, а солнце, как на зло, ещё не собирается уходить в закат. Остаётся диафрагма, так ведь? При таких настройках диафрагму, скорее всего, придется зажимать до конца, а это имеет две явные проблемы. Во первых, объективы имеют идеальную для себя резкость в определенном диапазоне значений диафрагмы. В основном это от 5.6 и максимум до 16 в лучшем случае, после этого идёт «деградация» резкости. Во вторых, всем же хочется получить мягкий и размытый фон с красивыми бокешками, который можно получить на открытой диафрагме.
И вот тут, как раз, приходят на помощь ND фильтры. Они и позволяют уменьшить количества света, поступаемого на матрицу и позволяют открыто работать с диафрагмой. Но не всегда на улице яркость света одинаковое, солнце может внезапно зайти за тучи, съемка может переместится с улицы в помещение или теневую область. В таком случае удобнее всего будет пользоваться именно ВАРИАТИВНЫМИ ND-фильтрами.
Вариативный ND фильтр позволит также отсечь определенное количество света, только теперь мы можем управлять коэффициентом, благодаря прокрутке этого фильтра на объективе. Диапазон коэффициентов, конечно-же, не бесконечный, поэтому при покупке такого фильтра, обращайте внимание на указанные коэффициенты. У таких фильтров есть один недостаток, связанный с изменением цветовой температуры при изменении коэффициента. В основном этот эффект выражен на бюджетных фильтрах, поэтому если задумались о приобретении вариативного фильтра, стоит подойти к этому серьезно и не скупиться. Лучше один раз купить нормальный, чем часами сидеть и пытаться выровнять по цветам снятые видео в постпродакшене.
Какие ещё варианты использования ND-фильтра?
Ещё один распространенный метод использования крутится в пейзажных кругах. Фотографы ставят настолько длинную выдержку, что облака и вода на таких пейзажах принимают очень красивый эффект.
Также такие фильтры используют для создания светового следа. Думаю каждый в своей жизни видел хотя бы одну фотографию такого плана. Это можно сделать и без фильтра, если вы снимаете ночью на длинной выдержку, но если снимать помимо ночи, вам определенно пригодится ND фильтр.
Можно создать город без людей, поскольку на очень длинной выдержке не возможно запечатлеть объект, который постоянно передвигается.
Ну а если, вы работаете со вспышкой и хотите снимать на открытой диафрагме не использую высокоскоростную синхронизацию, то и тут ND фильтр будет полезен.
Как видите, при помощи ND-фильтра, можно создавать интересные фотографии и снимать видео более профессионально.
В нашем магазине Pixel24.ru до 31 мая 2022г. действует акция: «Дарим LENSPEN при покупке фильтра BENRO»
ND фильтры фирмы Benro всегда обеспечивают качественную картинку засчёт того, что изготовлены из лучшего стекла серии B270 немецкого производителя оптического стекла Schott, а тонкая оправа, позволит использовать фильтр, совместно с любым другим фильтром без появления виньетки по краям кадра на широком угле.
Список фильтров участвующих в акции вы можете посмотреть прокрутив статью до конца!