Одним из самых известных наследий Древнего Рима являются зрелищные мероприятия на арене, в частности гладиаторские бои.
Некоторые могут быть знакомы с римскими институтами, такими как Плебейский совет или Центуриатное собрание, но почти все слышали о гладиаторах и Колизее. В немалой степени это связано с такими голливудскими блокбастерами, как "Спартак" и "Гладиатор". Историческая точность большинства этих кинематографических изображений, однако, часто оставляет желать лучшего, и есть много аспектов гладиаторской жизни, которые обычно упускаются из виду в популярной культуре.
Одной из тем споров среди историков было происхождение гладиаторских боев.
Такая борьба существовала в Италии до ее появления в Риме. Некоторые исследователи утверждают, что гладиаторы возникли в этрусском обществе на севере Центральной Италии, и это убеждение основано в основном на древних свидетельствах о том, что термин "ланиста", стандартное римское слово для обозначения тренера гладиаторов, был этрусского происхождения. Однако преобладание имеющихся свидетельств, по-видимому, подтверждает идею о том, что гладиаторские бои возникли у кампанцев на юге Центральной Италии.
Например, серия надгробных росписей конца 4 века до н.э. из Кампании изображает поединки между вооруженными людьми, напоминающие более поздние гладиаторские бои в Риме. А римский историк Ливий сообщает, что кампанские союзники Рима в тот же период практиковали наряжать воинов в доспехи своих врагов, самнитов, и заставлять их драться на дуэлях, чтобы развлекать гостей на банкетах.
Самые ранние зафиксированные гладиаторские поединки в Риме были организованы в похоронном контексте, что далеко от более поздних массовых зрелищ в Колизее. Например, в 264 году до н.э. сыновья Децима Юния Брута устроили бой с участием трех пар гладиаторов на форуме Боариум в память о своем умершем отце. В этих ранних похоронных мероприятиях боевое мастерство участников, а также пролитая ими кровь были призваны почтить память умершего, и те, кто устраивал такие мероприятия, были рады выполнить это обязательство.
В последующие десятилетия гладиаторские бои постепенно становились все более масштабными и популярными в Риме. По-настоящему решающий момент с точки зрения их масштаба, по-видимому, был достигнут с катастрофическим поражением, которое карфагенский полководец Ганнибал нанес римлянам при Каннах в 216 году до н.э. во время Второй Пунической войны. Глубокая неуверенность, которую римляне чувствовали после Канн, очевидно, привела их к желанию видеть все больше и больше гладиаторов, которых можно было рассматривать как символ их противников на поле боя, убитых для их развлечения.
Гладиаторские бои, однако, были не единственной формой жестокого зрелища, которое пользовалось популярностью в этот период. Венационы, или охота на зверей, также стали одним из основных событий на римской арене, с начала 2-го века до н. э. Как и гладиаторские бои, эти зрелища не были полностью римским изобретением, а являлись заимствованием от различных культур.
Одним из таких предшественников был широко распространенный межкультурный обычай правителей выставлять напоказ и/или охотиться на различных экзотических животных в качестве демонстрации их предполагаемого господства над природой. Судьба животных, участвовавших в этих ранних процессиях, неизвестна.
Территориальная экспансия Рима предоставляла широкие возможности для дальнейшего роста подобных событий. Десятки тысяч военнопленных, захваченных римлянами, были готовым источником принудительных рекрутов для арены. Аналогичным образом, аннексия территории в таких регионах, как Малая Азия, Сирия и Северная Африка, обеспечила свободный доступ к большому количеству экзотических животных.
По мере того как масштаб и популярность зрелищ на арене росли, различные аспекты их производства постепенно становились более организованными. Например, во времена поздней республики римские магистраты регулярно устраивали их, часто как средство заручиться поддержкой населения на предстоящих выборах.
В то же время, по мере того как организация и инфраструктура зрелищ на арене становились все более сложными, структуры, в которых они проводились, также постепенно становились все более сложными. Самые ранние гладиаторские бои и соревнования с участием животных в Риме проводились на площадках, первоначально построенных для других целей, которые предлагали достаточно места. Венационы и другие состязания с животными обычно устраивались на ровной дорожке Большого цирка, которая проходила вокруг арены для гонок на колесницах, в то время как гладиаторские бои часто проходили на открытом пространстве Римского форума. В последствии в обоих этих местах были внесены изменения и дополнения, чтобы облегчить проведение подобных мероприятий. Железные клетки для животных, например, были добавлены к Большому цирку, в то время как деревянные балконы были добавлены к ряду зданий, окружающих открытое пространство Римского форума, для удобства зрителей.
Особый расцвет глатиаторские бои получили во время диктатуры Цезаря. В рамках своего триумфа в 46 году до н.э. Цезарь устроил бой между кавалерией, 40 слонами и примерно 500 пехотинцами в Большом цирке, а также в Римском форуме. Для этого он не только приказал возвести временный "охотничий театр" в центре форума, но даже построить под ним несколько подземных галерей.
В этих галереях хранились животные и оборудование, которые должны были использоваться в описанном выше зрелище. Цезарь также устроил массовую наумахию, или инсценировку морского сражения, в котором участвовали тысячи военнопленных, в искусственном бассейне, который, вероятно, находился на Марсовом поле.
При первом римском императоре Августе была в значительной степени задана модель последующих зрелищ.
Постановка зрелищ на арене в основном стала исключительной прерогативой императоров, членов их семей и их ближайших соратников. Август, после недавних гражданских войн, которые положили конец Республике, осознал опасность потенциального узурпатора, использующего такие события для укрепления своей общественной поддержки, и тем самым стремился к тому, чтобы только император и его ближайшее окружение пожинали плоды популярности, полученной благодаря постановке зрелищ. Ранняя империя также была свидетелем гораздо большего разнообразия типов гладиаторов, что, несомненно, увеличивало удовольствие зрителей.
Важные изменения были также внесены в инфраструктуру зрелищ.
Строительство Колизея стало большим переворотом для Рима: оно не только удовлетворило давнюю потребность в постоянном амфитеатре, но и послужило чрезвычайно успешным пиар-жестом. До прихода к власти Флавиев место Колизея занимало искусственное озеро на территории великолепного частного поместья предыдущего императора Нерона, так называемого Domus Aurea ("Золотой дом"). Когда первый император Флавиев, Веспасиан, вступил на трон в 69 году н.э., ему пришла в голову идея занять место в центре Рима, которое Нерон эгоистично зарезервировал для себя, и открыть его для публики в виде нового огромного амфитеатра. Новое сооружение получило свое самое распространенное название - Колизей - от колоссальной статуи, которая первоначально стояла рядом с ним. Во время правления Нерона на этой статуе было его изображение, но после его падения изображение ненавистного бывшего императора было стерто и заменено более приемлемым изображением бога солнца Сола. К счастью для Веспасиана, когда он решил начать этот масштабный строительный проект, большая сумма необходимых денег не была проблемой. Как сообщает нам сохранившаяся надпись, добыча, захваченная во время недавнего подавления еврейского восстания против римской власти, была направлена на этот проект.
Это великолепное новое развлекательное сооружение в самом сердце Рима представляло собой вершину дизайна амфитеатров. Колизей размером 188 на 156 метров вмещает около 50 000 зрителей, а его арена размером примерно 77 на 47 метров – более чем достаточно места для проведения различных масштабных мероприятий. Последним важным элементом дизайна Колизея были его подвальные сооружения. В своем окончательном виде подвал Колизея, или гипогей, содержал около 200 клеток для животных, а также достаточно места для различного реквизита и оборудования. Однако существуют некоторые споры относительно того, были ли эти подструктуры первоначальным компонентом дизайна Колизея или более поздним дополнением. Записи о мероприятиях, организованных для открытия Колизея в 80 году н.э., предполагают, что они включали морские зрелища (naumachiae), которые потребовали бы затопления пола арены или какого-то бассейна, установленного в нем. Если это предположение верно, то подструктуры арены в то время не могли быть на месте.
Как и современные спортсмены, гладиаторы, похоже, также придерживались специальной диеты в дополнение к своей физической подготовке. Современный анализ скелетов гладиаторов, найденных в Эфесе на территории современной Турции, показывает, что они питались едой с высоким содержанием углеводов и кальция.
Многие гладиаторы при Республике изначально были военнопленными, захваченными во время римских военных кампаний. По мере того как римские завоевания постепенно сходили на нет при Империи, военнопленные стали гораздо менее важным источником гладиаторов, но бойцы по-прежнему в подавляющем большинстве набирались из низших слоев общества.
Чаще всего в гладиаторы шли либо рабы, либо преступники, однако, пусть и в меньшем масштабе, были те, кто добровольно вызвался сражаться на арене.
Люди обездоленные, могли быть вынуждены добровольно заниматься такой опасной профессией: по крайней мере, в гладиаторских казармах предлагалось трехразовое питание. Другие добровольцы, возможно, поддались соблазну знаменитости. Многие успешные бойцы на арене, несмотря на их зачастую скромное происхождение, добились значительной известности среди публики. Достаточно взглянуть на сохранившиеся гладиаторские граффити из Помпей, а также на дошедшие до нас эпиграммы, написанные в честь гладиаторов.
Независимо от их происхождения, будь то преступник, раб или доброволец, все гладиаторы должны были принести клятву, которая формализовала их подчинение; и по римскому праву они практически становились на самый низкий статус в римском обществе. Данный низкий статус гладиаторов, по-видимому, позволял многим зрителям наслаждаться жестокими зрелищами без каких-либо угрызений совести из-за страданий участников.
Вопреки идее, которая может возникнуть у некоторых о том, что гладиаторские бои - это кровавая бесплатная игра для всех, соревнования на арене проводились в соответствии с жестко соблюдаемым набором правил. Не было ничего неслыханного в том, что гладиаторы сражались насмерть, но такие случаи были довольно редки. На самом деле, по имеющимся данным, было подсчитано, что только около десяти процентов гладиаторов были убиты на арене. Гладиаторы представляли собой дорогостоящую вещь, как для их владельцев, так и для тех, кто "арендовал" их услуги, и ни одна из сторон не хотела, чтобы их без разбора убивали на арене.
Именно растущие расходы и трудности с поиском новых гладиаторов, безусловно, сыграли важную роль в постепенном исчезновении гладиаторских боев из римского общества. В случае гладиаторских боев влияние христианства часто упоминается в качестве причины его отмены, но эта теория является чрезмерным упрощением. На фоне беспорядков и экономического спада, от которых пострадал Рим в 3 веке, гладиаторские бои уже начали исчезать из Империи, потому что у организаторов больше не было средств для их проведения.