Комбинезоны, голубые и серые, двигались вдоль шоссе. Голубой и серый, других красок не было. Не было ни магазинов, ни контор, ни одного бара, ни даже витрины с игрушками или парфюмерией. Время от времени в закопченной стене, поросшей мхом и заваленной мусором, открывалась вращающаяся дверь в лавку. Там были «сновидения»: онирофильм — счастье на любую цену, доступное всем; там была нагая Софи Барлоу для каждого, кто захотел бы ее купить
Мне вновь захотелось поговорить о фантастике. А что в этом удивительного? За окном май, но на свежую листву то и дело падает снег, в таких условиях лучше всего вспомнить о замечательных фантастических произведениях.
Так уж получилось, но лучше всего у нас знают англоязычную фантастику. Немного польскую. Чуточку немецкую и французскую. А дальше все печально... И все же временами в свет выходят переводные произведения и с других языков.
Лучше всего в знакомстве читателей с фантастикой преуспело знаменитое красно-белое 25-томное издание научной фантастики и фэнтези. Тома этого собрания выходили в свет с 1965 до 1973 год. Мне повезло — у нас в семье эти книги были (и только много позже я узнала, что в свет вышли еще 3 дополнительных тома).
Естественно, я прочитала все, что было опубликовано в 25-томнике и неоднократно это перечитывала. И одним из самых запоминающихся произведений стал для меня небольшой рассказ итальянского писателя Лино Алдани (сейчас пишут — Альдани) «Онирофильм». Ниже фото автора.
Это начало из рассказа «Онирофильм» я поместила в качестве эпиграфа к заметке. Будущее, где реальный мир подменен миром виртуальным, миром снов, которые создают онирофильмы — фильмы, которые смотрят не на экране, а которые передают непосредственно в мозг.
Сны для мужчин и женщин на все случаи жизни. Сны, которые делают ненужными какие-либо стремления, поскольку по сравнению со снами реальность проигрывает по всем статьям. Сны, которые уничтожили семью и отношения. Сны, которые превратили людей в вечных одиночек.
Человек – остров. Вот к чему все свелось. С одной стороны класс Предпринимателей – правящий класс, к нему принадлежала и она сама, знаменитая актриса, с другой – армия Потребителей – мужчины и женщины, жаждущие одиночества и полутьмы, шелковичные черви, завернутые в кокон собственных снов, бледные бескровные личинки, отравленные бездействием.
Софи родилась в колбе. Как все. Она не знала свою мать. Миллионы женщин отправлялись раз в месяц в Банк Жизни, миллионы мужчин доходили в сновидениях до оргазма и сдавали семя в Банк, который вел отбор и использовал его в соответствии со строгими законами генетики. Брак стал архаическим институтом. Софи была дочерью сновидения неизвестного и безымянного мужчины, который в своих грезах обладал актрисой. Каждый мужчина старше сорока лет мог быть ее отцом, каждая женщина от сорока до восьмидесяти – матерью.
Это очень экономный мир... К чему производить горы одежды, когда достаточно комбинезонов? А красивые наряды есть во снах. К чему тратиться на новые дома и просто убирать улицы? Люди все равно большую часть времени стремятся в сон. И так можно говорить до бесконечности...
А еще это очень устойчивый мир, где нет места бунту. Ах, да, существует Лига борьбы со сновидениями — сторонники естественных отношений, но успехов у них не видать, да и сами они едва ли верят собственным словам.
Лино Алдани описал идеальный мир Матрицы задолго до того, как появилась виртуальная реальность. И его рассказ очень быстро дошел до читателей. На итальянском рассказ «Онирофильм» был опубликован в 1963 году, а уже в 1966 году переведен на русский язык и вышел в свет в 5 томе 25-томной библиотеки современной фантастики.
Когда в конце 1970-х я впервые прочла рассказ, то не смогла найти об авторе никакой информации, и только потом узнала, что Лино Алдани (1926-2009) считается основоположником итальянской фантастики. Первоначально он занимался тем, что преподавал математику, затем написал книгу о фантастике, потом сам стал писать фантастику и постепенно оставил преподавательскую деятельность и посвятил себя литературе.
В нашей стране его публиковали не так уж и часто (выше даны обложки сборников), а после первой публикации в 1966 году явно не поняли. Сначала были возмущенные письма родителей, потом негодование журнала «Здоровье»...
Да что говорить, даже авторы вступительной статьи (М. Емцев, Е. Парнов) тогда в 1966 году не разобрались, о чем рассказ. Они назвали его острым и беспощадным — и это была правда, а вот тему определили ошибочно.
«Онирофильм» — вовсе не о грехах коммерческого кино и не о массовом искусстве, а об одном из самых беззастенчивых способов Промышленников (в рассказе так и написано с заглавной буквы) свести жизнь обычных людей к необходимому минимуму, а для снятия социальной напряженности даровать им сны — виртуальную реальность.
Из этого виртуального мира невозможно выбраться. Главная героиня рассказа — актриса Софи Барлоу — это поняла и приняла. А уж как это случилось — читайте у Лино Альдани. Слава Богу, мы живем в мире, где у людей все же есть желания и стремления, в том числе желание узнавать новое.
Удачи вам в этом благом деле!
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки