Существующие на данный момент вызовы, как и ожидалось, не обошли ни одну экономику мира. США — не исключение. Инфляция в стране стала рекордной за последние 40 лет, достигнув в апреле 6,6%. Стремительно растут цены на продукты питания, потребительские товары и энергоносители.
В этих условиях Федеральная резервная система решилась на самый отчаянный шаг за последние 22 года — 4 мая произошло повышение базовой ставки с 0,75% до 1%, что стало самым высоким показателем с 2020 года.
Целью ФРС объявлено снижение расходов и экономического роста посредством более дорогих кредитов для предприятий и частных лиц. Американские экономисты надеются, что более высокие ставки по ипотечным кредитам и кредитам на потребительские товары будут способствовать сдерживанию инфляции. Но при этом есть вполне справедливые опасения, что экономика может скатиться в рецессию.
Предпринимаемые меры, скорее всего, являются половинчатыми и малоэффективными по той причине, что инфляция разгоняется по причине дефицита некоторых, в первую очередь, продовольственных товаров. Понятно, что ужесточение кредитной политики эту проблему не решит. Значит, на внутреннем финансовом и потребительском рынках США проблемы останутся, что может означать иную реакцию мировых рынков, чем обычно.
При отсутствии проблем на потребительских рынках в США имеющее место ужесточение кредитно-финансовой политики практически неизбежно привело бы к укреплению доллара относительно других валют. В нынешней ситуации это, скорее всего не произойдет, помимо указанной выше причины, а также из-за отказа ряда государств вести расчеты между собой в долларах (сюда относится и расчет за российские энергоресурсы в российских рублях). Сегодняшнее значительное укрепление белорусского рубля относительно доллара только подтверждает это предположение.
Как повлияет предпринятый шаг Федеральной резервной системы США на сырьевые рынки, пока трудно сказать. В более благоприятных для Штатов условиях это стало бы фактором снижения мировых цен на энергоносители, а через последнее, — на другие товары. Именно так бы произошло, если бы подавляющая часть международных расчетов по-прежнему происходила в долларах, а также при отсутствии уже введенных и планируемых санкций. Российская нефть уже сейчас продается в Индию и Китай с существенным дисконтом, хотя биржевая цена барреля нефти марки Brent уже долгое время держится на уровне 106 долларов. Планируемый шестой пакет санкций может повысить стоимость углеводородов из-за их недостатка на рынках Европы и Америки, что лишний раз подтверждает их неблагоприятное воздействие на экономики государств, вводящих санкции.
Для людей, хотя бы немного интересующихся экономикой и влиянием тех или иных событий на реакцию финансовых рынков, сейчас наступил некий момент истины: ближайшее финансовое будущее является слагаемым двух факторов — дальнейших шагов Федеральной резервной системы США и событий вокруг Украины. При этом, скорее всего, именно последний фактор по своим последствиям способен перекрыть любые действия ФРС, какими бы значимыми и решительными, на первый взгляд, они не казались.
Вчера, еще до сообщения о решении ФРС повысить базовую ставку, было обнародовано обращение Байдена, касающееся проблемы бюджетного дефицита. По мнению Байдена, «снижение бюджетного дефицита – это один из способов облегчить инфляционное давление на экономику, где цены на бензин, на нефть, на продукты питания и последствия войны между Украиной и Россией создают сейчас иной мир. Снижая федеральные займы, мы помогаем бороться с инфляцией».
Дефицит федерального бюджета фиксировался с 2001 г., а начиная с 2016 г., расходы на оборону, социальное страхование, здравоохранение и процентные выплаты по государственному долгу превысили поступления в бюджет и достигли трех триллионов долларов в год.
Сократить бюджетный дефицит Байден и его однопартийцы в Конгрессе планируют через принятие закона, позволяющего дополнительно заложить в бюджет два триллиона долларов и потратить их на финансирование тех же социальных программ, а также ввести «налог на миллиардеров». Согласно планам демократов, наиболее богатые граждане США будут платить ежегодный налог в 23,8% с прироста стоимости торгуемых акций и облигаций. Новый налог должен позволить профинансировать социальные программы, предлагаемые Байденом.
Оба законопроекта не нашли позитивного отклика у налогоплательщиков, а также «зависли» в нынешнем составе Сената. Даже сенатор-демократ Джо Манчин решительно выступил против расширения правительственных расходов за счет увеличения налога «на богатство». Илон Макс, критикуя законопроект, заявил, что «даже введение стопроцентного налога не решит проблем бюджета США».
Если демократы не успеют продавить свои законопроекты до начала ноября, то новый состав Сената их точно не примет на протяжении ближайших четырех лет. Сокращение расходов бюджета и снижение инфляции в США останутся проблемами на долгие годы, несмотря на усилия Федеральной резервной системы.
Автор: Александр Черный