Из архива Navygaming, 2013
Окончание; начало ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ
Итак, мы подошли к завершающему этапу в истории развития миноносных сил Императорского японского флота.
Заказанный по программам замещения флота 1937 года было построеное 15 эсминцев типа "Кагеро». Эти корабли представляли собой тип крупного эсминца ("крейсерский тип") - по сути, улучшенный проект эсминца "Асасио", но так как к тому времени Япония отказалась выполнять условия международных морских соглашений, они были крупнее их и совершеннее.
Для справки (тип "Кагеро"): водоизмещение нормальное/ стандартное - 2490/2033 т; 118,5х10,8х3,76, экипаж - 240 человек; 2 ПТЗА "Канпон", три котла Канпон-Ро го, мощность 52000 л.с., скорость 35 узлов, запас нефти - 500 т, 5000 миль (15); вооружение: 3х2-127-мм/50, 2х2-25-мм автомата, 2х4-610-мм ТА (с перезарядкой),16 ГБ.
Вместе с этим в МТД началась работа над проектом эсминца с котлами высокого давления, более мощной энергетической установкой и повышенной скоростью хода. Первый такой корабль - «Симакадзе» (впрочем, так и оставшийся единственным) заказали по программе 1939 г. в рамках «Четвертой программы по замене». Одновременно с ним была санкционирована постройка еще трех «Кагеро» (это были три эсминца - "Араси", "Хагикадзе", "Таникадзе").
Эсминец "Симакадзе" представлял собой принципиально новый экспериментальный тип крупного эсминца ("Крейсерский тип") с повышенной до 40 узлов скоростью. появление проекта этого ЭМ было вызвано неудовлетворенностью японского морского командования скоростью эсминцев предшествующих типов. Как оказалось постепенное увеличение мощности ГЭУ не привело к значительному росту скорости, и японцы решили провести радикальные изменения в конструкции турбин и котлов (возможно сыграл свою роль и немецкий опыт котлов с высоким давлением). Новая ГЭУ обеспечила увеличение мощности почти на 50%, и несмотря на наличие ряда недостатков (как на других флотах) японцы считали ее удачной и предполагали продолжение строительства. Планировалась постройка 16 кораблей такого типа, но условия военного времени не позволили наладить производство новых котлов и турбин, и "Симакадзе" так и остался единственный кораблем с уникальной энергетической установкой. Кстати, ему принадлежит и еще один "рекорд" - он оказался единственным японским ЭМ с 5-трубными ТА, и на нем планировались разместить два семитрубных ТА!!
Для справки (тип "Симакадзе"): водоизмещение: 3048/2567 т; 126х11,2х4,14, экипаж - 267 человек; 2 ПТЗА "Канпон", три котла Канпон-Ро го, мощность 75000 л.с., скорость 39 узлов, 1400 миль (30); вооружение: 3х2-127-мм/50, 2х2-25-мм автомата, 3х5-610-мм ТА (без перезарядки),2 бомбомета, 18 ГБ.
Между тем международная обстановка обострялась. Еще в 1931 году японская армия вторглась в Манчжурию и на захваченной территории было образовано марионеточное государство Маньчжоу-Го. Небольшие военно-морские силы этой «страны» целиком были построены на японских верфях и руководились японскими офицерами-инструкторами. Здесь представляет интерес передача старого эсминца «Каси» (в свое время это был эскадренный миноносец 2-го класса типа "Момо", 1917 года постройки) - в 1937 году он вошел в состав флота Маньчжоу-Го под названием «Хай Вэй», но в 1943 году его возвратили обратно.
В водах Желтого и Восточно-Китайского морей постоянно действовали корабли Китайской эскадры, в составе которой находилось несколько дивизионов эсминцев и миноносцев. Прошло шесть лет, и Япония вторглась в Центральный Китай и война приобрела глобальный характер. В район боевых действий были стянуты значительные силы Императорского флота. И если японским ЭМ не удалось добиться каких-либо успехов, то только потому, что практически все китайские корабли были уничтожены ударами с воздуха. Затягивание «китайского инцидента» привело к обострению отношений с Соединенными Штатами, что послужило толчком к началу подготовки японского флота к Большой войне.
Командование ВМС было вполне удовлетворено боевыми качествами эскадренных миноносцев типа «Кагеро». Но технический прогресс не стоял на месте, и в качестве следующего шага МГШ потребовал вооружить их универсальной артиллерией по примеру новых американских кораблей аналогичного класса, строительство которых развернулось с середины 30-х годов. По оценкам МТД, размещение на стандартных ЭМ универсальных установок требовало дополнительного пространства под погреба боезапаса, а более сложный механизм подачи приводил к резкому возрастанию веса. Все это грозило вылиться в те же самые проблемы с остойчивостью, от которых с трудом удалось избавиться. С другой стороны, проанализировав результаты использования палубной авиации в войне с Китаем и в ходе многочисленных маневров, МГШ пришел к выводу о необходимости иметь специализированные корабли ПВО с мощным зенитным вооружением. Исходя из этого, было принято решение о параллельном строительстве двух типов эсминцев.
По программе 1939 года заложили 5 «классических» эскадренных миноносцев типа «Югумо» (дальнейшее развитие типа «Кагеро») и 2 новых эскадренных миноносца типа «Акидзуки» с усиленной зенитной артиллерией (в отечественной литературе их иногда ошибочно относят к подклассу лидеров). Бюджетом на 1940 г. выделялись средства на 6 «Югумо» и 4 «Акидзуки», а в дальнейшем до 1946 года предусматривалось заказывать по 10 «классических» и 5 «флотских эскортных» эсминцев ежегодно.
Для справки (тип "Югумо"): водоизмещение нормальное/ стандартное - 2520/2077 т; 119,17х10,8х3,76, экипаж - 228 человек; 2 ПТЗА "Канпон", три котла Канпон-Ро го, мощность 52000 л.с., скорость 35 узлов, вооружение: 3х2-127-мм/50 универсальных орудий, 2х2-25-мм автомата, 2х4-610-мм ТА (с перезарядкой),4 бомбомета, 36 ГБ.
Начавшаяся война заставила изменить планы. Хотя по последней предвоенной программе 1941 года заказали 17 кораблей типа «Югумо» и 10 типа «Акидзуки», в строй вступили уже не все.
Для справки (тип "Акидзуки"): водоизмещение: - 3700/3485/2701 т; 134,17,5х11,6х4,15, экипаж - 300 человек; 2 ПТЗА "Канпон", три котла Канпон-Ро го, мощность 52000 л.с., скорость 33 узла, запас нефти - 1097 т, 8300 миль (18); вооружение: 4х2-100-мм/65 универсальных орудий, 2х2-25-мм автомата, 1х4-610-мм ТА (с перезарядкой), 6 бомбометов, 72 ГБ.
Таким образом, анализируя состояние миноносных сил японского флота накануне второй мировой войны, можно условно выделить четыре большие группы: а) корабли линии «Минекадзе» - «Камикадзе» - «Муцуки», к началу войны уже считавшиеся устаревшими; б) эсминцы «специального типа» - "Фубуки" ; в) серии «Хацухару»- «Сирацую» с пятью орудиями ГК; г) серии «Асасио» - «Кагеро» - «Югумо». Всего к началу войны Япония имела 102 эсминца и 22 миноносца, занимая третье (после Великобритании и США) место в мире.
Рассматривая тактико-технические характеристики предвоенных японских эсминцев, прежде всего, следует отметить их высокий наступательный потенциал при относительно небольшом водоизмещении. Начиная со «специального типа», они оснащались 127-мм орудиями типа «3» с длиной ствола 50 калибров. Само по себе орудие не представляло ничего особенного, но японцы применили башенные установки в то время, когда остальные страны могли об этом только мечтать. Однако отсутствие универсальности - основной недостаток этих артсистем - оказалось решающим, заставив в боевых условиях снимать часть орудий и заменять их зенитными автоматами.
Последние были стандартными для Императорского флота 25-мм автоматами системы «Готчкисса». Весьма передовое на момент своего появления, это оружие в ходе войны оказалось малопригодным для отражения массированных налетов авиации. Увеличение числа стволов не могло помочь японцам. Не стало панацеей и разработанное перед самой войной 100-мм 65-калиберное универсальное орудие (то, что стояло на «Акидзуки»).
Кроме того, Япония значительно отставала в области радиолокации. Корабельные радары появились слишком поздно и были весьма далеки от совершенства. Зато по части торпедного вооружения японские эсминцы не имели себе равных. Если во всем остальном мире был принят 533-мм калибр, и лишь Франция перешла на 550-мм, то японцы сделали шаг вперед. В 1920 году они приняли на вооружение 610-мм торпеду типа «8». По массе боевого заряда (до 346 кг) и дальности хода (10000 метров на 38 узлах или 20000 метров на 27) она оставляла далеко позади все зарубежные аналоги.
Не успокоившись на достигнутом, японские конструкторы сосредоточили усилия на создании кислородного двигателя. Итогом стало принятие на вооружение торпеды типа «93». Ее общая масса составляла 2,7 тонны, масса боевой части 490 кг (на появившейся в конце войны модификации «3» - до 780 кг), а дальность хода 20000 метров на 50 узлах казалась просто фантастической. Но японские торпеды, в отличие от американских или немецких, были надежными. Эффективность торпедного вооружения увеличивало наличие механизма быстрой перезарядки, позволявшего заряжать торпеды в аппараты за несколько секунд.
Из других характерных особенностей эскадренных миноносцев Страны Восходящего Солнца нужно отметить схожесть силуэтов (две трубы, узкая носовая надстройка, треногие мачты, одинаковое размещение вооружения) и относительно умеренную скорость хода. Последнее обстоятельство диктовалось как условиями службы, выдвигавшими на первый план не скорость, а радиус действия, так и конструкцией: довольно консервативными и надежными энергетическими установками, а также отмеченным выше «утяжелением» кораблей после выявления их недостаточной остойчивости. К слову, эсминцы основного противника - Соединенных Штатов - быстроходностью также не блистали.
Если задать вопрос: «Какие корабли Императорского японского флота в наибольшей степени проявили себя в войне на Тихом океане?», то наряду с авианосцами и тяжелыми крейсерами многие, наверняка, назовут эскадренные миноносцы. Вместе с главными силами адмирала Ямамото они участвовали в атаке Перл-Харбора, активно действовали против кораблей союзников в водах Голландской Ост-Индии, сопровождали транспорты с десантными отрядами.
Первые шесть месяцев войны сопровождались головокружительными успехами и минимальными потерями (за данный период погибло всего 5 эсминцев). Мидуэй стал первым тяжелым поражением японского флота. И если после этого главные силы месяцами отстаивались в базах, тщетно пытаясь вызвать противника на решающее сражение, то эсминцы постоянно находились «на переднем крае», где им всегда была работа. Начавшиеся в августе 1942 года бои за Гуадалканал втянули Японию в затяжную изнурительную кампанию на Соломоновых островах. Без преувеличения можно сказать, что с японской стороны эсминцы сыграли в ней ведущую роль. Хорошо отработанная тактика и превосходные торпеды принесли им немало побед в ночных столкновениях с американскими кораблями, причем последних зачастую не спасало даже наличие радиолокации.
Однако за этими успехами кроется обратная сторона медали: напряженное боевое использование, постоянная угроза с воздуха, износ механизмов при отсутствии ремонта, боевые повреждения – все это постепенно снижало эффективность японских эсминцев. Кроме того, большая их часть привлекалась для выполнения несвойственной кораблям данного класса задачи - перевозки армейских подразделений и эвакуации островных гарнизонов (знаменитые «Токийские экспрессы»).
Кампания на Соломоновых островах подорвала былую мощь миноносных сил Императорского флота. В общей сложности она стоила Японии более 30 эсминцев, что составляло четвертую часть от их общего количества. Новое строительство не могло окупить потери.
Поражение у Мидуэя коренным образом изменило политику военного кораблестроения. В августе 1942 года МГШ был вынужден отказаться от выполнения предыдущей программы и выработать новую, отражавшую текущие потребности флота. Она получила индекс «1942М». Острый недостаток новых кораблей с мощным зенитным вооружением вынудил заказать две серии ЭМ модифицированного типа «Акидзуки» (всего 38 единиц). Но эта задача оказалась не по силам японской промышленности. Заказ аннулировали.
Всего же за годы войны в строй вошло 32 эсминца. Рост потерь и пересмотр кораблестроительной программы заставили МТД разработать проект ЭМ с усиленным противолодочным и зенитным вооружением. Не менее важной была задача обеспечить максимальную простоту конструкции для уменьшения сроков строительства. В сущности, данные корабли лишь с большой натяжкой можно считать эскадренными миноносцами. Они создавались, прежде всего, для эскортной службы вне флота, хотя зачастую и привлекались для сопровождения крупных надводных кораблей. Наиболее логичным будет отнести их к подклассу эскортных миноносцев, тем более что по своим тактико-техническим характеристикам они были весьма близки к британским «Хантам».
Для справки (тип "Мацу"): водоизмещение нормальное/стандартное: 1530/1262 т; 100,5х9,35х3,3, экипаж - 211 человек; 2 ПТЗА "Канпон", два котла Канпон-Ро го, мощность 19000 л.с., скорость 27,8 узла, запас нефти - 370 т, 3500 миль (18) или 4680 (16); вооружение: 3-127-мм/40 универсальных орудий, 4х3 и 12х1 -25-мм автомата, 1х4-610-мм ТА (без перезарядки), 2 бомбомета, 36 ГБ.
По программе заказали 29 кораблей типа «Мацу», затем для улучшения технологичности проект слегка доработали и заказали еще 33 корабля типа «Татибана», и планировалось еще 80. Однако к постройке серии удалось приступить лишь в 1944 году, поэтому до окончания военных действий в строй вошло всего 32 единицы. Корабли типа "Мацу" представляли собой принципиально новый для японского флота тип эскортного корабля, не предназначенного для эскадренных действий. Основным требованием была возможность быстрой постройки при сохранении достаточно приемлемых боевых характеристик и живучести. Рассматривался вариант вооружения кораблей шеститрубным ТА, но из-за лимита времени и технических трудностей ограничились четырехтрубным. Конструкция корабля была по возможности упрощена для облегчения ускорения строительства. Впервые на японских эсминцах машинные отделений были размещены впереди котельных.
Эскортные миноносцы типа "Татибана" представляли собой улучшенный вариант эскортных миноносцев типа "Мацу". Новый проект отличался иной конструкцией кормовой части (транцевая корма вместо круглой) и некоторой зауженностью подводных обводов. Внешний различий практически не было, за исключением конструкции носовой надстройки и фок-мачты. Конструкция корабля также была максимально упрощена, на этих кораблях также рассматривался вариант с 6-трубных ТА, но ограничились 4-х трубным. Как достоинство можно отметить, что эти корабли получили радарные станции типа "13".
Для справки (тип "Татибана"): водоизмещение нормальное/ стандартное: 1580/1289 т; 100х9,35х3,37, экипаж - 211 человек; 2 ПТЗА "Канпон", два котла Канпон-Ро го, мощность 19000 л.с., скорость 27,8 узла, запас нефти - 370 т, 4680 (16) миль; вооружение: 3-127-мм/40 универсальных орудий, 4х3 и 12х1 -25-мм автомата, 1х4-610-мм ТА (без перезарядки), 7 бомбометов, 60 ГБ.
После поражения в кампании на Соломоновых островах японским эсминцам уже не удавалось одерживать прежних побед. Даже в ночных боях, прежде считавшихся их «коронным номером», они стали терпеть поражения. Тем не менее, они продолжали активно использоваться до конца войны.
Проанализируем характер потерь японских эсминцев (без учета эскортных миноносцев, миноносцев и эсминцев 2-го класса). Всего за период с декабря 1941 по август 1945 года. Япония потеряла 119 кораблей данного класса, что составило 89 % от их общей численности. Отметим, что таких сокрушительных потерь не понес во второй мировой войне ни один другой флот. Основной причиной гибели стала авиация, потопившая 47 эсминцев (39,5 % от общего числа потерь). Здесь сказалось несколько факторов: полное превосходство американцев в воздухе, слабость зенитного вооружения японских кораблей, отсутствие истребительного прикрытия.
На втором месте стоят подводные лодки. Они пустили на дно 36 эсминцев (30 % потерь). Это во многом свидетельствует о вопиющем отставании японцев в развитии средств ПЛО, ведь нередко американским подводникам удавалось полностью уничтожать целые конвои, вместе с их эскортом. Немаловажную роль играл и тот фактор, что командиры японских ЭМ всегда видели свою основную задачу в борьбе с надводными кораблями противника (к чему их, собственно, и готовили до войны), эскортная служба считалась даже зазорной. Качество гидроакустики и количество глубинных бомб также оставляло желать лучшего. Хотя на счету эсминцев числится 8 потопленных подводных лодок противника, большинство побед было одержано с применением артиллерии. В поединках с надводными кораблями погибло 24 эсминца (20 % потерь).
Данный успех тяжело достался американцам и их союзникам. Снаряды и торпеды японцев стали роковыми для одного тяжелого и одного легкого крейсеров, одиннадцати эсминцев, двух быстроходных десантных транспортов, минного заградителя. Один авианосец, один тяжелый и два легких крейсера были уничтожены японскими эсминцами совместно с кораблями других классов. И, наконец, на минах погибло 6 эскадренных миноносцев, что вполне объяснимо: на Тихоокеанском театре минное оружие не играло такой роли, как, скажем, на мелководной Балтике. На момент капитуляции в составе японского флота оставалось всего 15 эсминцев и 26 миноносцев. Все они были разделены между державами-победительницами или разобраны на металл.
В качестве заключения можно сказать, что новые методы ведения морской войны и появление радиолокации свело на нет многие преимущества, добытые японцами в предвоенные годы и поставило перед ними совершенно новые задачи, к решению которых Япония и ее флот, имея подходящей промышленной базы и необходимых для длительной войны ресурсов, оказались не готовыми. Японские эсминцы не были плохими или несовременными, просто, как часто бывает, им пришлось решать задачи, к которым они в предвоенные годы не готовились, а за новый, наработанный боевой опыт приходилось платить, и платить очень много.
Не утомил цифрами? На этом пока поставим точку.
P.S. Приношу извинения за мой "французский", вернее - за японский, )))
Статья meivromych из архива Navygaming, №3(3)/2013.
Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. –2002. – 403 с.; Jentschura, H. Warships of the Imperial Japanese Navy. 1869-1945. – Naval Institute Press, 1986.-280 р.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы.10.1918-1945 гг.: справочник, Часть 1 / Ю.В.Апальков, П.П.Васильев. – СПб: Галея-Принт, 2000. – 152 с.; Патянин, С. Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии (1879 -1945 гг.) / С.В.Патянин.- СПб: БКМ, 1998. – 112 с.; • Хара, Т. Одиссея самурая. Командир японского эсминца / Т.Хара// Пер.с англ.: И. Бунич. -СПб.: Облик, 1997. – 83 с.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.