В залах Чувашского государственного художественного музея проходит выставка «Вы победить врага смогли…». В экспозиции, приуроченной к одному из важнейших и значительных праздников России - Дню Победы - представлено 62 графических и живописных произведения из собрания ЧГХМ.
Совсем недавно эти работы известных мастеров Советского Союза принадлежали Международной конфедерации союзов художников и лишь в 2021 году, по приказу Министерства культуры Российской Федерации, были переданы через Государственный музейно-выставочной центр «РОСИЗО».
Рассказ куратора выставки, Валентины Бобровой, о картинах и художниках...
К сожалению, почти никакой информации о художнике Николае Лагуткине найти не удалось. Известно только, что он художник-график и член Союза художников СССР. В Российской государственной библиотеке хранится его буклет, изданный в «Советском художнике» в Москве в 1988 году, но, увы, он не оцифрован. Буклет вышел в серии «Московские художники».
А вот о лозунге «Все для фронта, все для Победы!» впервые прозвучавшем еще 29 июня 1941 года слышали почти все. Введенный художником в название литографии, он напоминает о тех, кто по 12 - 14 часов в день, без выходных и отпусков, работал в те дни на промышленных предприятиях.
Ни для кого не секрет, что наша победа в Великой Отечественной войне была достигнута не только благодаря доблести и героизму воинов Красной Армии, но и самоотверженному труду простых советских граждан в тылу.
Лист, посвященный рабочим сталеварам, позволяет увидеть их в цеху, во время взятия так называемой «ковшовой пробы» стали, когда из-за отсутствия специальных печей ее выплавляли в обычных мартеновских.
Почти вся жизнь заслуженного художника Эстонской ССР, графика и иллюстратора Аво Кээренда была связана с Таллинном. Здесь он родился, учился на отделении графики в Государственном художественно-промышленном училище и отсюда ушел на фронт. После возвращения с войны закончил Тартуский Художественный институт (по специальности живопись).
Аво Кээренд оформил и проиллюстрировал немало книг, в станковой графике создал серии линогравюр, посвященных труду шахтеров и хлеборобов. Его интересовали «связи человека с окружающей средой, воздействие на духовный мир личности современной цивилизации, человеческое существование в его органичном единстве с природой, как, например, в серии «Плодородие».
Возвращение Эстонской республики и ее столицы к мирной жизни и труду привлекли внимание Аво Кээренда, создавшего цикл «Эстонцы в Великой Отечественной войне».
В гравюре «Хлеб насущный» художник смог передать то нетерпение, которое испытывает молодой комбайнер, соскучившийся по мирному труду хлебопашца и по своей родной земле - движение его руки, надевающий комбинезон, оставленный на столе обед, все «работает» на созданный образ.
Лист «Таллинцы на восстановлении родного города», посвящен тем, кто самоотверженно трудился на его улицах и площадях после освобождения с киркой или лопатой, молотом или кувалдой, разбирая завалы и возрождая свой город. Тогда восстановление города стало подлинно всенародным делом, где работали все – мужчины и женщины, дети и старики.
Продолжение следует...