Иногда сложно поверить результатам проведенной самим же атрибуции, настолько сенсационными они выглядят.
Очередной портрет из Госкаталога музейного фонда РФ. Хранится в Муниципальном бюджетном учреждении «Музей-заповедник «Дмитровский кремль»», датируется рубежом XVIII-XIX вв., исполнен неизвестным художником и изображает не менее неизвестного «военного».
Изучаем портрет.
На нем изображен генерал Донского казачьего войска в мундире, по-видимому, относящемся к периоду между 1809 г. (для казачьих генералов введено на воротниках шитье рисунка, как у общегенеральского, но серебряное, а не золотое) и 1814 г. (для донских генералов и офицеров введены серебряные эполеты). Персонаж награжден орденом Св. Александра Невского (красная лента через левое плечо и звезда на левой стороне груди) и орденом Св. Георгия 3-ей степени (знак на шее).
Нам нужно найти казачьего генерала александровского царствования, имевшего указанные награды. Просмотр списков кавалеров ордена Св. Александра Невского в простейшем источнике – Википедии – за правление Александра I и на всякий случай Павла I показал, что в александровское царствование существовало всего два казачьих генерала, имевших эту награду. Начнем с того, кто явно не походит.
Федор Петрович Денисов. Граф, генерал от кавалерии, шеф Лейб-гвардии Казачьего полка. Награжден орденом Св. Александра Невского еще в 1794 г. Но к моменту награждения этим орденом имел орден Св. Георгия 2-ой степени, который должен был бы присутствовать на портрете, а мы видим «Георгия» лишь 3–ей степени. А главное – Денисов умер в начале 1803 г., не дожив до введения серебряного шитья на воротниках донских генералов.
Если верить списку кавалеров ордена Св. Александра Невского в Википедии, остается лишь один вариант. И это ни много, ни мало – знаменитый «вихорь-атаман» Матвей Иванович Платов! В это трудно поверить, но другого варианта я не вижу. Всецело поверить в это трудно по нескольким причинам. Во-первых, изображенный на портрете орден Св. Александра Невского Платов получил в 1806 г, в возрасте 53 лет, в то время как изображенный на нашем портрете персонаж выглядит как будто моложе. Но допустим, художник приукрасил и «омолодил» внешность генерала. Но есть еще одна проблема – к 1809 г., когда для донских генералов было введено заметное на портрете шитье на воротнике, Платов имел уже орден Св. Георгия 2-ой степени! А на портрете – я уже это отмечал – «Георгий» лишь 3-го класса. Не сходится! И еще – одновременно с серебряным шитьем общегенеральского рисунка в 1809 г. донским генералам были даны витые серебряные жгуты на плечах (погоны), которые носились ими до пожалования в 1814 г. серебряных эполетов. Эти жгуты на портрете также отсутствуют!
Проверил еще одну гипотезу. Отсутствие на плечах портретируемого знаков различия – и жгутов, и введенных позднее эполет – может говорить о том, что персонаж находится в отставке. В этом случае это не могут быть ни Денисов, ни Платов – Денисов, как было уже сказано, умер еще до введения видимого на потрете шиться на воротнике, а Платов до самой смерти оставался атаманом Войска Донского и, насколько можно понять, в отставку не выходил. Полез в список кавалеров ордена Св. Александра Невского, получивших эту награду в царствование Николая I. Пренебрежем тем, что портрет просто кричит о том, что написан в первую половину правления Александра I. Мало ли. Посмотрим, кто из донских казачьих генералов выходил в отставку в николаевское царствование и мог носить чекмень без эполет.
Таких, насколько можно понять, тоже двое.
Алексей Васильевич Иловайский 3-й. В 1823-27 гг. войсковой атаман Донского войска. Год награждения орденом Св. Александра Невского неясен. Вышел в отставку в 1831 г., умер в 1842 г.
Физиономически, на мой взгляд, не похож. Да и на портрете, созданном еще в период службы, выглядит старее, чем персонаж «дмитровского» портрета.
Дмитрий Ефимович Кутейников. В 1827-36 гг. наказной атаман Донского казачьего войска. Орден Св. Александра Невского получил в 1830 г. Вышел в отставку в 1836 г., умер в 1844 г.
Можно сказать то же самое, что и про портрет Иловайского.
Неужели все же Платов? Привожу несколько портретов Матвея Ивановича, чтобы читатели могли сопоставить его внешность с внешностью персонажа на портрете из Дмитровского музея.
Портрет относится примерно к тому периоду, когда предположительно должно было быть создано исследуемое нами изображение. Но здесь Платов выглядит явно старше. На воротнике видно шитье, введенное в 1804 г. и в 1809 г. замененное серебряным общегенеральского рисунка.
На этом портрете на плечах атамана видны витые жгуты (погоны), упоминавшиеся выше, которые отсутствуют на «дмитровском» портрете.
По-видимому, наиболее известный, можно сказать, канонический, но при этом посмертный портрет.
Так Платов или не Платов? Как думаете?
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.