Это статья будет интересна в первую очередь историкам науки, креационистам и их оппонентам. В общем тут нет цели сеять камень раздора. Только голые факты. И без условно список будет не полным.
Для чего эта статья?
1. Статья предназначена что бы развеять миф "воинствующих" атеистов, что среди ученых "не было верующих людей или они были слабо верующими"!
2. Статья нужна, чтобы прекратить спекуляцию креационистов на ту-же тему и нападки на ученых-эволюционистов.
И так, начнем...
Анри-Мари Дюкроте-де-Бленвиль (1777-1850 гг.) - французский зоолог и анатом. Вероисповедание католицизм. Даже после Великой французской революции 1789 года, семья Анри продолжала исповедовать латинскую веру, бежав из Парижа. Однако сам Анри был охвачен идеей свободы и нового мира. В 1796 году он приезжает в Париж, чтобы учиться живописи. Известен тот момент, что для того, чтобы изобразить человека или животное, необходимо хорошо изучить их анатомию. Расположение костей, мышц и так далее. В этом же году он поступает на курсы анатомии и зоологии в Коллеж де Франс. Там он "влюбляется" в науку и решает изучать естественную историю и стать профессором.
В Музее естественной истории Анри Бленвиль знакомится с титаном зоологии и палеонтологии (хотя этот термин Анри применит несколько позже) бароном Жоржем Кювье. Он посещает каждую его лекцию, страстно изучает анатомию и в 1806 году получает степень доктора медицины.
Анри Бленвиль, как и многие ученые в ту эпоху, будучи весьма набожным католиком, высказывает довольно смелые предположения о развитии некоторых видов растений и животных от других, более ранних форм. Он выпускает несколько работ посвященных ископаемым водорослям. Однако, сразу после этого он переключается на рептилий. Его работы привлекли внимание Кювье. Барон приглашает Анри в свою лабораторию. А в 1812 году Анри получает кафедру анатомии и зоологии в Парижском университете, где его активно поддерживал Кювье. Однако, в последствии, между ними разгорается конфликт из-за научных взглядов. И тут дьявол кроется в деталях! Анри Бленвиль, будучи христианином и католиком - не мог допустить какого либо отсутствия Божественного вмешательства - в отличии от Кювье. И когда Дарвинизм стал вступать в силу - Анри Бленвиль весьма резко и дерзко отзывался о Дарвине, защищая креационистский подход в науке. Однако учитывайте, что к 1840-му году Анри Бленвиль пережил один сердечный удар и два инсульта, что не могло не повлиять на его религиозный взгляд по отношению к науке.
Барон Жорж Леопольд де Кювье́ (1769—1832 гг.) - с раннего детства Жоржа Кювье готовили к священно служению (как и во многих протестантских церквях и христианских сектах). Он должен был стать Пастером. Но, будучи мальчишкой неусидчивым, ищущим приключения на свою пятую точку (что для многих любознательных детей - норма) Жорж обрел себе врага в лице директора гимназии. О карьере священника можно было забыть! Да простят меня за каламбур - ну и слава Богу, не сильно то и хотелось.
Позже Кювье удалось поступить в Высшую школу Карла в Штутгарте, где избрал факультет камеральных наук (совокупность знаний, необходимых для управления государственными имуществами, ныне термин вышел из употребления), дававший ему возможность ознакомиться с естествознанием, склонность к которому он обнаруживал с детства. В 1788 году стал домашним учителем у графа д’Эриси в замке Фикенвилль в Нормандии, где, пользуясь близостью моря, занимался исследованиями морских животных. Познакомившись с врачом Тессье, Кювье по его просьбе с большим успехом прочёл курс ботаники для врачей госпиталя, которым заведовал Тессье, и, благодаря связям последнего с парижскими учёными, завязал отношения с наиболее выдающимися естествоиспытателями, по приглашению которых явился в Париж, где в 1795 году занял место профессора в Центральной школе Пантеона.
Был назначен помощником Жан-Клода Мертрю, преподавателя сравнительной анатомии Сада растений, в 1796 году был назначен членом национального института.
В 1800 году занял кафедру естественной истории в Коллеж де Франс. В 1802 году, после смерти Мертрю, занял кафедру сравнительной анатомии Сада растений.
В 1809—1811 годах организовал учебную часть в областях, вновь присоединённых к Французской империи.
В 1822 году служил в государственном совете, где ему был поручен надзор над протестантскими богословскими факультетами.
В гипсовых шахтах близ Монмартра, рабочие откладывали большое количество окаменелостей для барона. Там же сам Кювье исследовал геологические разрезы. Пользуясь трудами барона Алекса́ндра фон Гу́мбольдта, Кювье дополнил их знаниями в области верхнего Мелового периода, открыв эпоху Маастрихта. Также, именно Кювье обратил внимание Европейского научного сообщества, что огромное количество видов животных и растений являются стратиграфическим указателем именно к тем периодам и эпохам, в которых они обитали. Вчастности Кювье писал:
«Немного выше, среди бесчисленных яйцекладующих четвероногих всех размеров и всех форм, среди этих крокодилов, черепах и летающих рептилий, огромных мегалозавров, чудовищных плезиозавров появляются, как говорят, впервые некоторые маленькие млекопитающие...Только в известняках, лежащих выше меловых отложений, я начал находить кости млекопитающих, но все они еще принадлежат морским млекопитающим. И только в слоях, следующих за грубым известняком, или самое большее в тех слоях, которые могли образоваться одновременно с ним... начинает появляться в некотором изобилии класс наземных млекопитающих».
Здесь речь идет об известном нам положении останков животных, которые в общих чертах показывают нам развитие живых организмов. Напомню, что Кювье был протестантом, лютеранином. Его взгляды могли и вызывали бурю эмоций в релиозной среде уже тогда, в конце XVIII века. За долго до трудов Дарвина!
Однако, из-за недостаточного материала, Кювье был абсолютно уверен в Божественном творении самого человека. Вот что писал по этому поводу сам барон:
«Особенно поразительно, что среди этих млекопитающих... нет ни одного четверорукого, не найдено ни одной кости, ни одного зуба обезьяны, хотя бы обезьян вымерших видов. Нет также ни одного человека... Где же тогда был человеческий род?.. Животные, сопровождающие его ныне на земном шаре, следов которых нет среди ископаемых, окружали ли они его?.. Изучение ископаемых не говорит нам об этом, а к другим источникам нам не следует прибегать в этом рассуждении».
Когда в свет вышли работы Чарлза Дарвина, пожилого Жоржа Кювье они заинтересовали. Но ровно до тех строк, где Дарвин аккуратно, словно ювелир, применил их к человеку. Кювье хоть и был выдающимся натуралистом, основателем сравнительной анатомии, естествоиспытателем и по сути одним из первых палеонтологов, а также будучи в преклонном возрасте, но в здравом уме - отрицал теорию Дарвина и относился к ней весьма пренебрежительно. Здесь сыграла свою роль простое нежелание профессора отождествлять себя с обезьянами. Личное качество, которое затрагивает многих антиэволюционистов и у которых вера в Бога - лишь предлог, некий инструмент против теории Дарвина.
Жан-Батист Пьер Антуан де Моне, шевалье де Ламарк (1744-1829 гг.) - этого французского ученого обязательно стоит упомянуть, хотя его эпоха пришлась на XVIII век большей степенью. Однако Ламарк известен фактически своей полноценной Теорией эволюции. Хоть не без ляпов. И самой основной его ошибкой была включенная теория катастрофизма. Включая библейский Всемирный потоп, который он не только не отрицал, но даже верил в научное его обоснование. Ламарк был выдающимся ботаником и зоологом. Собрал внушительную коллекцию окаменелостей в бывшем Королевском ботаническом саду, где он работал и который реорганизовал после Великой французской революции в Музей естественной истории.
Однако с геологической точки зрения Ламарк был весьма посредственной личность. Очень склочным человеком, за время своей работы в Академии, растерявшим все свои связи. С кем он только не вступал в полемику, переходящую в открытый скандал. Под опалу попал даже барон Кювье, когда тот указал на неправомерность его теории катастрофизма. На сколько религиозен был Ламарк - сведений нет. Вероятно, к церкви относился посредственно, так как поддерживал Французскую революцию. К концу жизни практически пришел в забвение. Ослепнув, он диктовал свои размышления своей дочери.
Однако! Спустя пол века после смерти Ламарка, к его взглядам вновь прибегнут те, кто пожелают опрокинуть натурфилософию и установить, как господствующую версию Разумного творения. А в XX веке, цитируя Ламарка будут шествовать по миру альтернативные историки, что свято верят во Всемирный потоп погубивший Атлантиду, Лемурию и Гиперборею.
Эрнст Ге́нрих Фили́пп А́вгуст Ге́ккель (1834-1919 гг.)- немецкий ученый-естествоиспытатель и философ. Весьма незаурядная личность! Религиозным человеком он не был. То есть не относил себя к радикальным креационистам. Скорее деистического направления. Он не отрицал теорию эволюции, но к Дарвиновскому учению относился критически.
Широко известны рисунки Геккеля, использованные им во многих работах, в том числе в Anthropogenie oder Entwickelungsgeschichte des Menschen (1874, Engelmann, Leipzig). Эти рисунки иллюстрируют Биогенетический закон, сформулированный Мюллером в 1864 году и затем переформулированный Геккелем в 1866 году в виде «Онтогенез есть рекапитуляция филогенеза». На данных рисунках изображены зародыши восьми видов позвоночных на ранних стадиях развития. Иллюстрации подтверждают тезис о том, что развитие зародыша повторяет стадии развития предков. Эти рисунки нам хорошо известны еще с советских учебников и энциклопедий
В 1997 году вокруг работы Геккеля разразился скандал. В журнале Anatomy and Embryology была опубликована статья, в которой группа исследователей, изучив подробно рисунки Геккеля и сопоставив их с современными фотографиями эмбрионов тех же животных на тех же стадиях развития, пришла к выводу о том, что рисунки Геккеля не содержат многих важных деталей. В обзоре по материалам этой статьи в журнале «Science» рисунки Геккеля были названы фальсифицированными.
В 2003 году в журнале «Biology & Philosophy» была опубликована статья, в которой вышеуказанная работа 1997 года в Anatomy and Embryology охарактеризована как основанная на фотографиях, вводящих в заблуждение. При удалении посторонних элементов, приведения изображений к единому масштабу и ориентации отличие рисунков Геккеля от фотографий эмбрионов оказываются не такими существенными. Геккель был реабилитирован.
Гидеон Алджернон Мантелл (1790-1852 гг.) - британский акушер, геолог и палеонтолог. Англиканин по вере. Все свое свободное время и не малые средства тратил на поиски окаменелостей. Он первым описал найденные останки игуанодона.
Известен исторический казус, в котором участвовал Жорж Кювье, известный своей фразой: "Покажите мне одну лишь кость или зуб, и я скажу вам кто это". Так поступил Мантелл. Он отправил известному французскому натуралисту свои находки для определения. Кювье определил принадлежность зубов носорогу, а кости вымершему виду гиппопотама. Ая-яй-яй, мюсье Кювье! Ну нельзя же быть таким самоуверенным. И Кювье ошибся. Мантелл не поверил специалисту из Парижа и показал кости натуралисту, который хорошо знал животный мир Южной Америки. Тот определил схожесть зубов с зубами игуаны - травоядной рептилии. А вскоре животное, которому принадлежали останки было названо "игуанодон", что в переводе означает дословно "игуанозубый". Барон Жорж Кювье, с достоинством рыцаря, признал свою ошибку.
Нам не известно отношение Гидеона Мантелла к Дарвину. Возможно он и был знаком с его трудами. Но Гидеона интересовали совсем другие вещи.
Как и других многих палеонтологов. Уи́льям Ба́клэнд (1784-1856 гг.) - британский священник, декан Вестминстерского аббатства, член Лондонского королевского общества, геолог и палеонтолог. Его открытию принадлежит знаменитый хищник мегалозавр, чью нижнюю челюсть он купил близ Оксфорда, но не смог их идентифицировать. То, что кости принадлежали какому-то хищному ящеру известно стало благодаря врачу Дж. Паркинсону (да, да, тот самый, в честь которого была названа известная болезнь).
Однако к палеонтологии в основном относились не как к научной дисциплине, а как к некоему приключению. Как к кладоисканию.
Больше всего как к науке, к палеонтологии относился сэр Ричард Оуэн. Издал целый ряд научных работ, касающихся, главным образом, истории развития позвоночных животных. Если заключения самого Оуэна по этому вопросу не вполне непоколебимы, то, во всяком случае, сами исследования долго будут иметь большую цену. Обширные исследования в области сравнительной анатомии доставили Оуэну славу одного из знаменитейших анатомов; первостепенное значение имели также его труды об ископаемых остатках позвоночных, сопровождаемые блестящими реконструкциями ископаемых животных по частям скелета (так, Оуэн восстановил строение новозеландских моа по бедренной кости).
К числу его наиболее важных исследований относятся сравнительно-анатомические исследования зубов, скелета, мозга позвоночных, исследование скелета современных и ископаемых копытных, установление факта развития сумчатых без образования последа и отсюда введение деления млекопитающих на плацентарных и беспоследных (под термином «беспоследные», лат. Apliacentalia, подразумевались однопроходные и сумчатые, которых противополагали таким образом всем остальным млекопитающим). Большое значение имели также исследования ископаемых птиц, современных и ископаемых пресмыкающихся и земноводных, исследование анатомии наутилуса (Nautilus), анатомии плеченогих (Brachiopoda). Всего Оуэном было написано около 600 статей по анатомии.
Он первым констатировал несомненное сходство между тремя известными на то время видами динозавров и их отличие от современных рептилий, а также выделил их в особую группу (в то время подотряд). Собственно, он придумал и термин «динозавр».
Помимо частных сравнительно-анатомических и палеонтологических исследований, Оуэн знаменит тем, что к его работам восходит современное употребление понятий гомология, аналогия и архетип в сравнительных исследованиях в биологии.
В 1856 году он возглавил отдел естественной истории Британского музея. Работая на этом посту, он был одним из главных инициаторов создания лондонского Музея естественной истории (1881) — музея нового типа, вход в который был доступен всем желающим.
По воспоминаниям современников, Ричард Оуэн отличался конфликтным, злобным, эгоистичным и мстительным характером. Известны многочисленные случаи, когда он приписывал себе открытия вымерших животных, сделанные другими людьми. В 1846 году он был пойман на том, что попытался описать белемнита, названного им в свою честь Belemnites owenii. Оказалось, что это животное уже было описано четырьмя годами ранее другим исследователем.
Используя свое влияние в Зоологическом обществе, он мог многие годы отравлять жизнь неугодным ему ученым. Особенно пострадал от него английский палеонтолог Гидеон Мантелл, открывший и описавший первого динозавра игуанодона.
Однако были случаи когда поиски окаменелостей превращались в настоящую войну. Да её так и назвали - Костяные войны.
Два ученых, преданных своему делу, оба открыватели множества видов динозавров, и верных друг-другу товарища, в один момент стали заклятыми врагами! Эдвард Дринкер Коп и Отниел Чарлз Марш. А началось всё с Эласмозавра - позднемелового плезиозавра. Коп показал Маршу свою реконструкцию завроптеригия, в которой череп был размещен на кончике хвоста. Марш не только не восхитился реконструкции, но и указал Копу на его ошибку. С этого момента и началась вражда. В конфликте использовали судебные иски, кража друг у друга научных работ и костей. Порой дело доходило до драки. Ох уж этот Дикий Запад!
Маршу принадлежат открытия стегозавра, трицератопса, торозавра, диплодока, аллозавра, нодозавра, аппатозавра, гисперорниса, ихтиорниса.
Копу - амфицелия, камарозавр, целофизис, орнитомим, мараапунизавра, моноклона, стиракозавра, а также палеозойского эдафозавра и дицинодонта.
И в теории эволюции было не все так гладко. Оба были верующими людьми, оба были и натуралистами. Эдварда Копа можно смело назвать - эвотеистом. Сегодня это распространенная версия креационизма - когда человек верит в Бога, в его разумный замысел, но при этом не отрицает Теорию эволюции, считая её инструментом в руках Бога по улучшению нашего Мира. Ведь Бог творить не прекращал и не прекращает! - Так считают эвотеисты. Таким был и Эдвард Коп. У него есть несколько работ по эволюции позвоночных животных, которые до сих пор используют во многих ВУЗах США.
Что же касательно Марша, то может действительно человек свято верил, а может из желания насолить сопернику - Чарлз Марш напрочь отрицал теорию Дарвина.
Думаю, для начала этот список можно завершить. Как видите (обращаюсь к господам креационистам), ничто не забыто, никто не забыт. И из списка ученых, только за веру в сверхъестественное никто-никого не вычеркивает. Каждый человек по-своему вносит вклад в развитие науки. Креационисты есть и среди математиков, физиков, астрофизиков. Как есть среди ученых и атеисты, расисты, алкоголики, ЗОЖевци и вегетарианцы, многодетные семьянины и завсегдатаи публичных домов и т.д. Другой вопрос, что вера в Разумный замысел (особенно библейско-буквалистский) постепенно отшелушивается и переходит в нечто более объяснимое и понятное. Конечно не проходит и одного года, что бы какая-нибудь христианская община не дала о себе знать, не завопила о мнимом "притеснении её прав и свобод" и не обвинила в этом Дарвинизм и Синтетическую теорию эволюции. И систематически приходится отбивать натиск всяких протестантских организаций на генетиков, фармацевтов, на всевозможные клиники по борьбе с бесплодием и искусственным оплодотворением. А уж о политическом влиянии руководителей этих протестантских движений и говорить нечего - дай только в руки власть! Навлавствуется всласть! Примеры о запрете ГМО продукции и соответствующих исследований тому яркий пример. Но здесь уже не только протестанты виноваты, но и государственные религии, такие как РПЦ и Католицизм. На эту тематику уже много чего было сказано и не только в моих статьях. Есть замечательный канал на Дзене, где более подробно описываются несуразности религиозного восприятия, притом не касающиеся Дарвинизма. Тут от быта до политики. Если кого интересует, канал называется "Трикстер. Научно о религии", милости прошу.
На этом завершаю свою статью, в надежде что этот извечный спор "Кто прав, а кто не прав", так и останется лишь спором, а не методом кого-либо за что-либо дискриминировать. А также предлагаю Вашему вниманию целый ряд научных каналов на Яндекс.Дзене (смотреть тут). Всем благ и мира.
#креационизм #сотворение мира #религия #наука и образование #палеонтология #геология #история науки #дарвинизм #эволюция