Российская политическая элита пытается копировать консервативную составляющую США. В том числе на уровне взаимодействия с религиями. Однако в США как раз происходит обратный процесс.
Необходимо отметить, что речь идет о государственных школах США, а не частных. Частные школы могут действовать при церкви, как и в России.
В период 18-20 века во всех государственных школах США дети официально читали молитву. В 19 веке на этой почве появились конфликты между протестантскими церквями и католиками, потому что в школах использовали протестантские Библии, а не Вульгату (католический канон Библии).
В 1960 году в половине государственных школ допускалось или требовалось чтение Библии, остальная половина просто практиковали ежедневную молитву. Однако соответствующие законы о чтении Библии и молитвы были не во всех штатах.
1962 год - поворотный момент
В 1955 году совет регентов Нью-Йоркского университета утвердил рекомендательную молитву для школьных округов штата Нью-Йорк с целью борьбы с коммунизмом и преступностью среди несовершеннолетних:
Всемогущий Боже, мы признаем нашу зависимость от Тебя
и просим Твоего благословения для нас, наших родителей,
наших учителей и нашу страну. (Регентская молитва)
Через семь лет рекомендация работала как обязательная практика, из-за чего многие родители возмутились и начали борьбу против обязательной молитвы.
В итоге родительские советы добились запрета молитвы в школах, потому что она противоречит конституции. В 1962 году прогремело знаковое дело "Энгель против Витале", по которому Верховный суд вынес постановление о незаконности чтения молитв и Библии в школах. Повторное дело случилось в 1963 году - "Абингтонский школьный округ против Шемпп", на котором Верховным суд повторил вердикт.
В 1980 году по делу "Стоун против Грэма" Сиделл Стоун и ряд других родителей оспорили закон штата Кентукки, который требовал размещения десяти заповедей в каждом классе государственной школы. Они подали иск против Джеймса Грэма, управляющего государственными школами в Кентукки. Итог - запрет на размещение десяти заповедей.
В 1985 году было дело "Уоллес против Джеффри". Закон штата Алабама разрешал учителям проводить регулярные религиозные молитвенные службы и мероприятия в классах в течение учебного дня. Верховный суд запретил данную практику.
В 1992 году по делу "Ли против Вайсмана" запретили молитвы с главами духовенства на выпускных церемониях государственных школ.
Последнее знаковое дело прошло в 2000 году, когда суд запретил молитвы перед началом школьных футбольных матчей, которые также нарушают первую поправку американской конституции - дело известно как "Независимый школьный округ Санта-Фе против Доу".
Таким образом, Верховный суд в течение четырех десятилетий определил незаконность молитвенных мероприятий в государственных школах, потому что они нарушают первую поправку к Конституции США о том, что "Конгресс США не может поддерживать какую-либо религию или утверждать государственную религию, а также запрещать свободное вероисповедание".
Однако суд не запрещает школьникам молиться в индивидуальном порядке ни до, ни во время, ни после учебы. Главное, чтобы молитвы не мешали другим ученикам. Также суд не запрещает организовывать молитвенные группы, если создание прочих групп также разрешено (например, сатанинские группы или атеистические).
Тем не менее, во многих школах постановление суда не соблюдается, потому что срабатывает принцип "кого больше, тот и прав". Большинство являются верующими, поэтому традиция школьных молитв до сих пор существует.