Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

История рекламы в России. Выкрики, прибаутки и лубки

В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики, читайте в материале портала «Культура.РФ».

Лубок «Веселый подъедала». 1858. Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск
Лубок «Веселый подъедала». 1858. Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск

Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные ответы на выкрики зазывал:

Меж долами, меж горами
Сидит баба с пирогами.
Она недорого берет,
А кто купит — того рвет.
Ералаш. Иллюстрация к книге Дмитрия Ровинского «Русские народные картинки». Санкт-Петербург: Типография Академии наук, 1881
Ералаш. Иллюстрация к книге Дмитрия Ровинского «Русские народные картинки». Санкт-Петербург: Типография Академии наук, 1881

Первая письменная реклама появилась позднее — в XVII веке. В коммерческих целях стали использовать лубочные картинки, которые еще называли фряжскими, или потешными, листами. Такие рисунки печатали на специальных деревянных дощечках — лубах, а затем раскрашивали от руки. Рекламировали как российские товары, так и иностранные. Для зарубежных перерисовали и переводили на русский язык уже готовые лубки, которые использовали в других странах. С помощью подобных рисунков собирали и пожертвования для церквей. На них изображали храмы и монастыри. Исследователь и собиратель лубков Дмитрий Ровинский писал: «Виды монастырей служили в то же время и рекламами для сбора на монастырское строение, и посылались в подарок от архимандрита или строителя тароватому купечеству с такими, например, надписями: «Не благоугодно ли что-либо пожертвовать на украшение обители?»

Литографская мастерская П.И. Глушкова. Раек «Всемирная косморама» (фрагмент). 1878. Государственный исторический музей, Москва
Литографская мастерская П.И. Глушкова. Раек «Всемирная косморама» (фрагмент). 1878. Государственный исторический музей, Москва

В XVIII веке с помощью лубков торговцы рекламировали европейский образ жизни, западную моду и новые предметы быта. Однако со временем их использование ограничили. Петр I ввел указ, по которому такие картинки могли печатать только в типографиях и по специальному разрешению, а с 1822 года на них стала распространяться цензура.

Автор: Анастасия Войко