Как известно, тема скорейшего усиления отечественного ВМФ постоянно присутствует на повестке дня, так сказать, но при любом раскладе расчёт на перспективу – корабли строятся не за один год, и не за два. Так что же делать, если возникнет необходимость сделать это прямо сейчас? Что мы сможем сделать в этой ситуации? Ответ на этот вопрос мы сейчас и обсудим.
Приветствую на канале!
За основу возьмём утверждение, что в России ничего не делают узкоспециализированным, особенно если это касается морской тематики. Так случилось и с Береговой охраной, которая в последнее время получила много универсальных кораблей, особо ярким примером среди которых являются «Охотники» проекта 22460. Строятся они с конца «нулевых» и последний представитель вступил в строй буквально пол года назад. В базовом варианте предусмотрен широчайший функционал, среди которого борьба с пиратством, охрана государственной границы, помощь терпящим бедствие судам, экологический мониторинг, ликвидация природных бедствий и так далее – в общем всё то, чем может заниматься ПСКР в мирное время. Но есть и изюминка – заложенные в корабль возможности, которые могут сделать его полноценной боевой единицей, но обо всём по порядку.
Начнём с корпуса – невооружённым взглядом видно, что он выполнен по технологии «Стелс», что вызывает массу вопросов и основной из них – зачем патрульному кораблю скрытность? Вкупе с небольшими размерами (длина 62 метра, ширина 11 и водоизмещение всего 600 тонн), он становится довольно сложной целью для обнаружения, особенно на большой дистанции. Скорее всего расчёт здесь не на гипотетических пиратов, а на куда более серьёзного противника.
Дальше по списку вооружение. Изначально на корабле оно довольно скудное, но придраться сложно – как-никак, специфика Береговой охраны. Однако всё меняется, когда узнаёшь, что в случае необходимости предусмотрена установка довольно интересного арсенала на военное время. Основой здесь выступает «Уран» - вертикальную пусковую уместить банально некуда, да и не нужно это на подобных кораблях, а вот наличие 8 ракет с дистанцией более 500 километров в модернизированной версии – очень даже неплохо. То есть из многофункционального ПСКР, «Охотник» может переоблачиться в ударный корабль, способный работать как по кораблям противника, так и по целям на суше, даже глубоко в тылу. Ракеты относительно дешёвые и их много – идеально укладывается в концепцию самого корабля.
С вооружением разобрались, идём дальше и переходим к защите. В базовом варианте имеется только скорострельная АК-630, созданная в далёком 64-ом году, но вполне себе достаточная для мирного времени, однако при желании её можно заменить на более продвинутую А-220М – это уже более серьёзный калибр, 57-мм. Основное предназначение – борьба со всем, что летает, хотя универсальность подобной артиллерии никто не отменял. Отличительная особенность орудия заключается в наличии корректируемых боеприпасов, которым под силу сбивать даже самые сложные цели на дистанции до 12 километров и до 8 по высоте.
Сейчас Береговая охрана имеет в своём распоряжении 14 «Охотников», основная масса которых находится в Чёрном море и Каспийском, с перспективой скорейшей переброски по внутренним рекам страны. Таким образом, при переоборудовании всех ПСКР, мы получим дополнительно
112 развёрнутых ракет, что довольно неплохо. Единственный вопрос вызывает радиолокационное оборудование кораблей, о замене которого ничего не известно и предусмотрен ли такой вариант – загадка, но частично эта проблема решается наличием беспилотника и вертолёта на борту. Само собой, никто не будет отправлять их на обнаружение, скажем, эсминцев противника с противовоздушным вооружением, но для других, более простых целей – почему бы и нет? Да, и на максимальную дистанцию ракетного вооружения необходимо внешнее целеуказание, с которым проблем возникнуть не должно.
Отвечая на заданный ранее вопрос, нужны ли России такие корабли прямо сейчас, мы бы ответили, что да, но пока один-два, не более. Таким образом мы бы смогли продемонстрировать возможности по скорейшей их модернизации, а также гибкости в усилении флота и серьёзности намерений.