Найти тему

Парадоксальная реставрация инфраструктурных ОКН

Оглавление

На примере инфраструктурных ОКН - набережных, мостов и парков - я расскажу о парадоксах, с которыми сталкиваюсь при проектировании реставрационных работ на данных видах объектов культурного наследия.

В институте такого не рассказывали

Там рассказывали об отличиях нового строительства от капитального ремонта, а капитального ремонта от реставрации. Позже ознакомился с термином "воссоздание", которое и становится зерном парадокса в моей картине мира.

Восполнение утрат

Вообще термин "Реставрация" подразумевает под собой мероприятия, направленные на предотвращение последующего разрушения и сохранение культурных ценностей. То есть в результате реставрации облик элементов памятника восстанавливается до исходных параметров, соответствующих характеристикам предмета охраны: форма, цвет, фактура и т.д.

Если, на пример, это гранит - его чистят по щадящей технологии от загрязнений, сколы мастикуют специальным составом, крупные фрагменты утрат восполняют вставками гранита такого же цвета и фактуры.

Реставрация исторической мостовой подразумевает в том числе и замену отдельных лопнувших камней или отсутствующих новыми, близкими по форме, цвету и фактуре к оригиналу.

То есть в отношении одного конкретного камня это уже не реставрация, а воссоздание (новодел).

Воссозданное перильное ограждение набережной вокруг стадиона "Петровский"
Воссозданное перильное ограждение набережной вокруг стадиона "Петровский"

Также и с металлическим ограждением - дешевле и проще воссоздать по отливкам новые элементы, чем латать ржавые каверны. Много зависит от состояния конструкции, какие-то секции ограды подлежат реставрации, а другие настолько сильно разрушены, что реставрировать уже нечего.

Реставрация набережной

Обычно в Санкт-Петербурге для того чтобы отреставрировать набережную её сначала нужно разобрать до основания, а потом собрать обратно, т.е. воссоздать. Ну разве не парадокс? Выпрыгивающие камни гранитной облицовки буквально ловят над водой, потому что тело набережной и её основание требуют усиления из-за разуплотнения бутовой кладки со временем.

Несмотря на то, что в ГОСТ 55528-2013 к предметам охраны даётся определение, что охране подлежат внешние параметры памятника "... особенности облика...", к скрытым от глаз конструкциям инженерного сооружения, будь-то бутовая кладка набережной или водовод (коллектор Ринальди в Ораниенбауме), относятся не менее трепетно.

Разрушенные коррозией трубы подводной системы к фонтану "Солнце" в Петергофе при его реставрации не стали спасать, их заменили новыми, но с оригинальными креплениями болтовых соединений, идентичных историческим. Воссоздание? Сколько труда стоило их смонтировать под уклон и отцентровать!

Технологии и материалы

При реставрации применяются современные технологии и материалы, и в этом ещё один парадокс.

Собрать те же блоки в то же первоначальное положение - это реставрация...А вот смонстрячить железобетон - уже нет, увы... Но без этих мероприятий обеспечить элементы конструкции требованиям надежности, долговечности и безопасности в соответствии с ГОСТ 27751-2014 едва ли представляется возможным...

Само по себе применение изоляции и современные требования к составу скрепляющих камни материалов - это что-то парадоксальное... К сожалению возможность применить новодел и имитацию - единственный правильный выход, убедительно выглядящий в реставрационных методиках с применением современных материалов, согласованных КГИОПом, которые перекачёвываются из проекта в проект.

Реставрация ландшафтов

Это отдельное сложное направление в реставрации объектов культурного наследия. Отправной точкой архитектурно-планировочного решения является дата исторического периода, на которую планируется восстановить ландшафт. Я считаю, что споры о том, на какую дату нужно опираться при восстановлении ландшафта, уже сами по себе являются парадоксальными. Вот к примеру дубов, высаженных около 260 лет назад, сохранившихся до наших дней, не существовало во времена правления Петра I, и если говорить о восстановлении исторической планировки на этот исторический период, то дубы нужно сносить (?) А ведь с ними связана историрия потомков русского императора!

Стало быть при реставрации садов и парков целесообразно сохранять все элементы ландшафта. Тогда планировку парковых дорожек принимать на какой период, Петра I или Екатерины II?

Вместо заключения

Реставрация картин и реставрация инфраструктурных ОКН не одно и тоже. Воссозданная картина с применением новых технологий - это репродукция, а воссозданное архитектурное убранство, к примеру сварное металлическое ограждение на мосту или набережной, - это уже памятник формам когда-то былого.