Фонд «Вместе против рака» провел исследование тарифов ОМС на онкологическую медпомощь на основе данных девяти регионов (Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Челябинская, Ярославская области, Удмуртия, Чувашия и Хабаровский край).
Эксперты проанализировали стоимость одного случая госпитализации (в круглосуточном и дневном стационаре) по нескольким тарифам и фактическую стоимость лечения. Для расчета были взяты 12 схем лекарственной терапии, применяемых при лечении самых распространенных видов рака — меланомы, рака легкого, печени, желудка, молочной железы, злокачественных новообразований полости рта. Уточняется, что для оценки себестоимости лечения были взяты реальные закупочные цены в указанных регионах в 2021 году.
По результатам анализа оказалось, что доля дефицитных схем в среднем в круглосуточном стационаре — 66,67%, в дневном — 55,56%. Наибольший дефицит в круглосуточном стационаре — в Тверской области (87,5% схем — дефицитные), в дневном — в Ярославской области (66,67%).
Еще пример.
В 2022 году 42 дня лечения одного больного с немелкоклеточным раком легкого обходится больнице в Ярославской области в 788 319 руб. Однако от ТФОМС учреждение здравоохранения получит только 670 488 руб. Такая сумма определена Центром экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава России (ЦЭККМП). Таким образом, она дефицитна на более чем 117 тыс. руб.
Главврач НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева Дмитрий Литвинов считает, что на уровне тарифов недооценен труд персонала, расходный материал, работа вспомогательных служб, себестоимость лабораторных анализов, кроме того, отсутствует финансирование сопроводительной терапии, в то время как идеальных больных без сопутствующих заболеваний не существует - их нельзя не лечить, однако оплата по двум тарифам не предусмотрена.
Директор ЦЭККМП Минздрава Виталий Омельяновский полагает, что система определения размера тарифа на оплату лекарственной терапии является «максимально экономически обоснованной, полностью расчетной и сбалансированной», представленные в исследовании данные «являются не до конца объективными, … не являются репрезентативной выборкой для проведения анализа».
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статья 5: «Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий», часть вторая: «Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств».
По факту исходя из приведенных данных следует, что застрахованный по ОМС онкопациент в Тверской области в круглосуточном стационаре и в Ярославской области в дневном стационаре будет больше ущемлен в своих правах на охрану здоровья, чем проживающий в других регионах России. Хотя и в остальных регионах доля дефицитных схем лекарственного лечения явно не доставляет оптимизма.
Учреждение здравоохранения не отвечает по обязательствам государства (так по уставу учреждения). Оно не должно взваливать на себя ликвидацию (компенсацию) дефицита тарифа, а это значит, что застрахованный получит лекарственную терапию в меньшем объеме или не показанными лекарственными препаратами с необходимой терапевтической эффективностью.
Восполнить ее пациент сможет за свой счет, если его финансовые возможности или родственников позволяют либо если он продвинутый, то напишет жалобу в страховую компанию, которая в свою очередь отмобилизует учреждение здравоохранения провести лекарственную терапию «жалобщику» в полном объеме, соответственно, остальным «нежалобщикам» предоставление лекарств вынужденно ограничат. Ну не бывает обратного в отсутствие денег.
Директор ЦЭККМП Минздрава Виталий Омельяновский придерживается мнения, что его НИИ рассчитал тариф правильно. Согласитесь, было бы странным услышать обратное от руководителя профильного ценообразующего НИИ!
А как быть тогда с данными от прокуратуры, выявившими занижение финансовых затрат на оказание бесплатной медпомощи почти во всех регионах России. Территориальные программы ОМС являются составной часть программ госгарантий.
Несомненно, расчеты ЦЭККМП проводит, но есть потолок (предел) финансирования в терпрограммах ОМС. Значит, тариф этот потолок должен учитывать. Либо при полноценном тарифе вынужденно уменьшается число онкопациентов («пирог ОМС» делят на меньшее число «едаков», нуждающихся в лекарственной терапии), что противоречит принципу доступности медицинской помощи.
А в целом ситуации не нова: с федерального уровня теоретики говорят, что денег хватает. Практики с этим не согласны, но их мнение не обладает каким-либо весом для изменения размера тарифа.
А что вы думаете по этому поводу?
Подписывайтесь на канал медицинского юриста, рекомендуйте коллегам!
Буду признателен за оценку статьи «пальцем вверх».
Пишите комментарии, задавайте вопросы. Отвечу, непременно.
Рекордный профицит бюджетной системы
Россиян ожидает поэтапное восстановление плановой медицинской помощи