Чем дальше от нас уходят события, предшествовавшие Революции 1917 года, тем больше желающих представить этот исторический период как некую сказку про эльфов-аристократов, мученика-царя и красивую "жистЬ" которые нарушили нехорошие большевики.
Сегодня очередная годовщина - 115 лет тому назад, 3 мая 1907 года в Российской Империи были упразднены военно-полевые суды - чрезвычайные специализированные судебные органы, которые действуют вне норм уголовного и гражданского права государства. Цель, с которой вводились данные судебные органы - ускорение судопроизводства в отношении гражданских лиц и военных, обвиняемых в разбое, грабеже, убийствах должностных лиц и других тяжких преступлениях.
Я не буду утомлять Вас структурой и порядком действия военно-полевых судов, хочу только отметить несколько моментов:
- само введение судебного органа призванного ускорить судопроизводство есть факт подтверждающий неспособность наведения порядка существующими механизмами принуждения в государстве;
- поскольку приговор в рамках военно-полевого суда выносили в течении 48 часов и в течении 24 часов приводили в исполнение качество следствия (точнее - полное его отсутствие) и, соответственно - справедливость приговора вызывали большие сомнения;
- количество недовольных управлением в стране стало большим, но власть предпочла "тушить пожар бензином".
Инициатором введения военно-полевых судов был П.А. Столыпин. А сооружение - виселицу, которую я привел в качестве иллюстрации к данной статье, было называли "Столыпинский галстук". Вспоминайте об этом, особенно когда Вам будут рассказывать про то, каким великим государственным деятелем был Столыпин.
Но и этим меры воздействия по "наведению порядка" не ограничивались. Проводились так называемые карательные экспедиции по "подавлению революции" в 1905-1906 годах.
Вот один из эпизодов: декабрь 1905 года, экспедиция под командованием полковника Римана на Московско-казанской железной дороге, записанная со слов обер-кондуктора Голубева знаменитым Гиляровским.
Цитата:
...Эшелоном командовал полковник Риман. Поезд тронулся… Вот и Сортировочная. Следы погрома. Вагоны разгромлены. Товары, мука, хлеб разбросаны по путям...
Около погромленных вагонов были люди: кто с лошадью, кто с санками — они забирали грузы; некоторые, завидя нас, кричали: «Да здравствует свобода!»
Солдаты стреляли в них из окон, а некоторые с площадок. Стреляли без разбору. Люди падали, бились на снегу, ползли, оставляя кровавые следы. Вот народ бросил все и побежал в поле, а кто остался у лошадей и саней, тех всех перебили. Женщина укрылась за сарай ассенизации со своими санками. Муж ее убежал, а ее застрелили. Риман заходил на станцию, откуда слышалась револьверная пальба. Для уборки тел оставили нескольких солдат и поехали. Был полдень. Направо у станции Перово забор мастерских и роща. Шли люди вдоль полотна и около забора, приличные, человек шестьдесят.
— Ни с места! Руки вверх! — наведя револьвер, закричал им с площадки вагона Риман. Люди продолжали путь. Риман остановил поезд. Солдаты начали в них палить. Когда сосчитали убитых, то оказалось их шестьдесят три человека… Все солдаты вышли из поезда, а его, пустой, приказали двинуть на станцию. Солдаты пошли в наступление с двух сторон. Влево загремели выстрелы. Я остался в поезде с бригадой. Видно было, как падали люди...
В это время фельдфебель какого-то полка, возвращавшегося с войны, подошел к Риману и сказал: — Удивляюсь, ваше высокоблагородие, как можно без суда расстреливать?
— А, ты лезешь учить! — и пристрелил его…
Взяли начальника станции Надежина и его помощника Шелухина — старые, уважаемые всеми люди… Их расстреляли в числе двадцати трех у штабелей…
На обратном пути в Ашиткове тоже были расстрелы; между прочим, расстреляли начальника станции и телеграфиста...
Экспедиции, аналогичные описанной выше, с расстрелами и взятием заложников, были предприняты также по Сибирской ж/д под руководством Рененкампфа и Меллер-Закомельского.
В 1906 году под руководством ротмистра фон Сиверса похожим способом "наводили порядок" в городе Феллин в Эстляндии.
Генерал Рудов в Черниговской губернии сжигал целые деревни только заподозренные в аграрных беспорядках.
Ну и как же "надЁжа-государь" относился к данным фактам? Горевал, требовал милости?
Из воспоминаний С. Ю. Витте:
Я получил от генерал-губернатора Соллогуба телеграмму, в которой он сообщает о положении дела и, между прочим, просит меня воздействовать на капитан-лейтенанта Рихтера ... так как он казнит по собственному усмотрению, без всякого суда и лиц несопротивляющихся. Я телеграмму эту, объясняющую общее положение дел, представил Его Величеству и Государь мне вернул ее с надписью на том месте, где говорится о действиях капитана-лейтенанта Рихтера: "Ай, да молодец!"
Ну вот Вам и ответы на эти вопросы. Надеюсь теперь Вас, мои уважаемые читатели, теперь никто не сможет ввести в заблуждение относительно "России которую мы потеряли".
при подготовке данной статьи были использованы материалы из публикации Дмитрия Лыскова "Карательные экспедиции с массовыми расстрелами подданных" на сайте ИА "Аврора".