Считается, что Петр I не просто прорубил для России окно в Европу, но и впустил в это окно дух европейской культуры – от пищи для ума в виде развития образования до пищи для желудка в виде того же картофеля.
На деле, хоть он и правда первым привез в Россию картофель, Петру I хватало других забот, и насильственное внедрение западной кухни не было его приоритетом. Так что истории о том, как Петр первый против воли кормил бояр картошкой – миф. А вот что было действительно важно для первого русского императора, так это искоренить символы отсталости – бороды, кафтаны и… некоторые предметы быта – например, русские печи. Так, например, в новых строящихся домах вместо печей строили плиты по аналогии с голландскими – с вытяжным колпаком, чтобы запахи кухни не проникали в жилые помещения. Вот так в борьбе с «русским духом» (буквально – с запахами русской кухни в парадных залах) новаторство Петра оказало влияние и на само меню российского дворянства.
Посудите сами: если в традиционной русской печи блюда преимущественно пеклись или томились в глиняных горшках, то благодаря плитам России открылся ароматный мир жареных на жире блюд.
К слову, о жирах - маслах - стоит сказать отдельно. Иностранцам редко нравилась русская кухня из-за горького привкуса масел, которые использовали при готовке. Томленое конопляное и коровье масла были не лучшей основой блюд именно из-за горечи. С расширением связей с Прибалтикой в русской кухне появилось сливочное – «чухонское масло». При изготовлении его чуть присаливали – так оно дольше хранилось и обретало тот самый нежный вкус сливок, который знаком и всем нам.
Но Прибалтикой единой известны движения Петра по политической, а главное – культурной карте мира. Так, продвижение связей с южными регионами подарили нам такие продукты как баклажаны, петрушку, сельдерей, сахарную свеклу, тмин, фенхель, эстрагон, шалфей, мяту, , шпинат. Западные купцы завезли в Россию фасоль. А еще именно Петр основал в России культуру виноделия, выписав из Европы множество сортов винограда. Так, и в Воронежской и Харьковской губерниях, и в казачьих станицах на юге поднялись чудесные виноградники, где стали делать знаменитое цимлянское вино. А центром российского виноградарства Петр назвал Астрахань. С тех пор виноград и виноградные вина регулярно доставлялись к царскому столу.
«Какую пользу может приносить тело Отечеству, если оно состоит из одного брюха» - так, казалось бы, относился Петр Великий к еде. И все же, его влияние на русскую кухню оказалось огромным. И по сей день мы с вами не представляем ничего более родного и русского чем жареная картошка или пюре на сливочном масле.