Ученые из Стэндфордского университета смогли выяснить, почему подростки предпочитают слушать кого угодно, кроме родителей.
Детский мозг изначально сильно настроен на материнский голос. Он имеет для ребенка максимальный авторитет. И это логично - вопрос выживания, ведь мать - главный человек в его жизни. Мир малыша вращается вокруг родителей!
Но почему все так резко меняется в пубертатный период?
Вывод, что подростки меньше слушают родителей, конечно очевидный. Только его истоки до сих пор были непонятны. Объяснить что-то гормональными перестройками было невозможно. Дело оказалось в нейробиологии, которую и раскрыло новое исследование.
Ученые выяснили, что у подростков происходят изменения в восприятии голоса. Мозг подростка начинает активнее реагировать на незнакомые голоса. Статья с результатами исследования опубликована в Journal of Neuroscience.
У подростков возникает важная перемена в психологии. Смена ориентации с семьи на внешний мир. Подростки ставят социальные цели, не связанные с семьей. И это необходимый процесс - подготовка к будущей независимой жизни.
Ученые провели эксперимент, в ходе которого изучили активность мозга детей в возрасте от 7 до 16 лет.
Им ставили записи голосов матерей и незнакомых женщин. Чтобы логическая часть не мешала и не включалась рационализация, слова были бессмысленные - просто наборы букв.
Ученые обнаружили отличия в откликах двух важных зон мозга. Эти зоны расположены в прилежащем ядре и вентромедиальной префронтальной коре.
Кратко поясню про эти зоны.
Прилежащее ядро - эта область участвует в системе вознаграждений. Нейроны здесь отвечают за появление удовольствия, смех. Кроме позитивных, есть и негативные реакции - например, чувство зависимости, агрессия и страх.
Вентромедиальная префронтальная кора. Она обрабатывает информацию, которая касается страха и риска. Также участвует в процессе принятия решений и самоконтроля. И помогает оценивает события с моральной точки зрения.
Таким образом, эти зоны отвечают за систему вознаграждения и социальную оценку.
"В какой-то момент ребенок становится независимым, и это вызвано нейробиологией. Подростки воспринимают другие сигналы, чтобы формировать нейронные связи в мозге. Эти связи позволяют им быть социально компетентными вне круга своей семьи". Старший автор исследования доктор медицинских наук Уинод Менон.
У семилеток реакции напоминали те, что были у детей помладше. То есть эти зоны гораздо сильнее реагировали на голос матери.
А вот у подростков резко выросла активность на другие голоса. Изменения становятся существенными, начиная с 13 лет.
Мозг, конечно, не перестает реагировать на мамин голос. Но статус незнакомых голосов резко поднимается. Мозг начинает считать их гораздо более полезными и достойными внимания.
Подростки намного активнее начинают знакомиться с новыми людьми, попадать в новые, незнакомые им ранее по семейной жизни ситуации. И такая реакция мозга - механизм, заложенный природой в ходе эволюции. Это стимулировало развитие подростков, готовя их к независимости взрослой жизни.