Самые больные вопросы последних месяцев: что будет с поставками российской нефти на Запад и чем нам грозит эмбарго на черное золото? Фонтаныч разбирается.
Не нужна нам ваша нефть!
Еще в апреле крупнейшие нефтяные трейдеры: Trafigura и Vitol - заявили, что с 15 мая начнут сокращать закупки российской нефти. Сделали они это заявление не по своей воле – таковы были требования ЕС.
Евросоюз ввел санкции против «Роснефти», «Газпром нефти» и «Транснефти». Сделки с этими компаниями стали под запретом.
Однако и тут было сделано небольшое исключение. Под санкции не попадали операции, «которые необходимы для импорта или транспортировки ископаемого топлива, в частности угля, нефти и природного газа, а также титана, алюминия, меди, никеля, палладия и железной руды из России или через Россию».
Эта оговорка стала настоящей головоломкой для нефтетрейдеров. Что считать необходимым? Например, ограничения не коснутся топлива, которое идет по замкнутому трубопроводу. Однако ударит по контрактам, в которых использовались посредники.
! Справка: по данным ЦДУ ТЭК (Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса), экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья в январе-феврале 2022 г. составил 36,99 млн тонн. Это на 12,7% выше аналогичного показателя 2021 г. Среднесуточный экспорт зафиксирован на уровне 4,6 млн баррелей.
В Европу мы экспортировали около 2,5 млн баррелей сырой нефти. Примерно половина сырья шла по замкнутому трубопроводу. Остальное – танкерами. И здесь как раз использовались посредники для доставки топлива.
При этом далеко не все страны Европы готовы были смело принять эти санкции и отказаться от сотрудничества с Россией. Например, Венгрия заявила, что не хочет принимать антироссийские санкций в отношении нефти и газа. По словам главы МИДа страны Петера Сийярто, такой шаг не политическое решение, это продиктовано интересами по защите энергетической безопасности страны.
Что происходит с российской нефтью сейчас?
Страны Европы громко заявили: мы откажемся от вашего топлива к 2027 г. Однако пока неясно, как они это сделают и сделают ли вообще.
Более того, до 15 мая мы не знаем, как будут работать санкции и насколько это отразится на нашем рынке. Есть понимание лишь в одном: у России в руках несколько козырей.
! Первый: переориентация нефтяных поставок на Азию. Например, Китай готов покупать наше сырье. В азиатском направлении уже работает нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан». Только в Китай по нему можно перекачивать до 15 млн тонн нефти в год.
! Второй: санкции не работают против нефтяных смесей. И это очень важный пункт. Приведу простой пример. Нефтесмесь Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) изготавливается на терминале в Новороссийске. Она на 90% состоит из казахской нефти и на 10% из российской. Если нефть КТК попадет под санкции, то пострадает не Россия, а Казахстан, у которого 80% нефтяного экспорта идет через Каспийский трубопровод.
Важно понимать, что Запад никогда не пойдет на введение санкций на нефтесмеси. Просто потому, что этот шаг сильно ударит по ним. Та же Индия, Китай покупают нашу нефть и на своих НПЗ изготавливают нефтепродукты. Плюс отделить чистую нефть от смесей очень трудно технически.
Кстати, про Индию. Для России сегодня это также очень перспективный покупатель. Потребности этой страны в нефти на 85% удовлетворяются за счет импорта. Дели уже увеличил закупки российского сырья. Это позволило там избежать резкого подорожания топлива. В отличии от Европы и США. А министр нефти Индии Хардип Сингх Пури заявил, что правительство намерено и дальше действовать в интересах своих граждан.
Всё это говорит только об одном: проблем с продажей «черного золота» у России не будет и быть не может. Да и Запад понимает: санкции против российской нефти не мешают ей продаваться на мировом рынке. Другой вопрос – амбиции. Их никуда не деть ни Макрону, ни Шольцу, ни, тем более, Байдену. Эти лидеры живут по принципу народной украинской поговорки: хрен с ним, что у меня хата сгорела, главное, что у соседа корова померла.
Ваш Пётр Фонтаныч