Найти тему

Мозжечок и речь

Сейчас так много написано про мозжечок что психологами, что нейропсихологами, что логопедами и даже дефектологами, что многие просто перестали понимать что происходит, так как молчаливо все превозносят функции этого органа и считают занятия по развитию межполушарных связей и мозжечка чуть ли не панацеей от всего и вся.

Да, вклад мозжечка в работу очень важен.

НО!!!

Надо понимать, что ВАЖНА ОБЩАЯ работа мозга, согласованная и гармоничная, а не только какого-то определенного органа.

Мозжечок отвечает за:

- автоматизацию и запоминание ПРОИЗВОЛЬНЫХ движений;

- в мозжечок поступает вестибулярная и проприоцептивная информация (ощущение относительного положения частей тела и их движения, ощущение своего тела).

Любая тонкая моторика это тренировка и обучение наружной новой коры мозжечка и связанных с ней ядер.

А по простому - если ребенок учится рисовать, писать, играть на простейших музыкальных инструментах, лепит, конструирует и т.д., он учит свое тело запоминать эти движения и автоматизирует их изо дня в день в своих играх произвольно, обучает и развивает свой мозжечок. 

Если же ребенок или взрослый получают травму из-за которой потом временно (или довольно надолго, иногда навсегда) теряется способность к обучению, то именно благодаря мозжечку тело автоматически выдает то что оно запомнило и так часто отрабатывало.

Как только возникают сбои в работе мозжечка, то это сразу хорошо становится видно по возможности удерживать равновесие и баланс, движения становятся резкими и неточными (слабеет моторный контроль), а почерк сильно ухудшается.

Вот почему бесполезно тренировать каллиграфические навыки только муторным письмом без дополнительного воздействия и тренировок на мозжечок. Письмо останется кривым и косым без дополнительной помощи.

Вот почему ведущие специалисты сейчас так много стали говорить про важность рисования даже на логопедических на занятиях.

Рисование также помогает становлению речи.

Ведь не обязательно становиться Моне или Мане, Шишкиным или Врубелем, можно и просто примитивно нарисовать цветочек и тем самым помочь в развитии или коррекции своего мозжечка

Вот почему так важна смена деятельности во время занятий и так важно чтобы ребятишки учились поддерживать равновесие на полусферах, бордах или подвесных системах а взрослые могли более эффективно пройти курс восстановления и реабилитации.

Мозг полностью не изучен и за счет какого именно движения может наступить компенсация, например речевых проблем, не всегда известно, особенно у левшей и амбидекстров.

Мозжечок знает в каком положении находится каждый сустав или мышца тела. Это очень важно для управления локомоцией  (двигательной активности, связанной с перемещением в пространстве). А значит, кроме развития мелкой моторикой его можно развивать и крупной, а не только используя что-то одно, узконаправленное и наоборот.

Да, мозжечок развивается во время разучивания произвольных движений, например, танцевальных, но он также принимает участие в работе управления телом, когда движения уже давным-давно выучены и разучены и становятся автоматическими.

Просто в этот момент он уже не развивается и не обучается, а просто правильно выполняет свои функции, что также важно для работы мозга. потому что он ленив и все ненужное старается забыть и утратить  за ненадобностью. А такие упражнения как спонтанное рисование, простое музицирование или простейшие танцевальные движения, заставляют его поддерживать нормальное функционирование и вносить свой маленький вклад в здоровье организма, так как уже научно доказано, что у больных шизофренией очень маленький мозжечок и он даже со временем становится меньше в размерах.

Мозжечок можно и нужно развивать всесторонне!

Алехина Юлия Валерьевна

нейропсихолог, логопед, арт-терапевт

Мозжечок и речь

Наука
7 млн интересуются