Как мышь ищет сыр в лабиринте? Идёт наугад, мечется, нюхает, через несколько попыток находит сыр и запоминает дорогу к нему. Но что, если мышь не живая, а кибернетическая?
Эта модель — одна из первых разработок в области кибернетики в СССР. Она имитирует процесс обучения простейшего живого существа: поиск цели и запоминание пути к ней.
Кибернетическая «мышь» движется по лабиринту в поисках «сыра». «Сыр» устанавливается переключением тумблеров на участках пути. При первом запуске в лабиринт «мышь» последовательно обходит все коридоры — её движение обозначают загорающиеся лампочки. Обнаружив «корм», «мышь» запоминает, где он находится, и при следующем запуске движется к цели по кратчайшему пути.
Память у «мыши» довольно короткая, 10–15 секунд — таймер показывает, когда она истекает. Если переставить цель поближе, пока «мышь» всё ещё «помнит» дорогу, она пойдёт по старому пути мимо «сыра» и не найдёт его — что вряд ли случится с обычной живой мышью. А «забыв» короткий путь к цели, модель начинает поиск заново.
Именно с таких кибернетических игрушек, как «Мышь в лабиринте» или «Черепаха», началось создание первых самообучающихся и адаптивных автоматов. Сейчас же без машинного обучения не обходится ни работа с данными, ни развлекательные приложения, ни промышленность.
Понравился материал? Подписывайся на телеграм-канал Политехнического музея — там больше интересного!
Проект Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» перешагнул рубеж в 150 оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно на платформе «Большой музей». Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.