Здесь представлена верхняя часть списка "Бессмертные: 100 величайших исполнителей всех времён" по версии журнала "Rolling Stone" (места с 11-е по 25-е). Список этот хоть и достаточно уже древний, тем не менее все еще весьма любопытный. Его в 2004 году подготовили к 50-летию эры рок-н-ролла, которая, по мнению редакции журнала, началась 5 июля 1954 года, когда Элвис Пресли записал песню "That's All Right".
Начало здесь:
Было проведено голосование в группе из 55 ведущих музыкантов, писателей, руководителей индустрии и авторитетов в области музыкальной критики, здесь отметились в том числе: Нил Даймонд, Dr. John, The Edge, Арт Гарфанкел, Дон Хенли, Крисси Хайнд, Moby, Кит Ричардс, Карлос Сантана, Брюс Спрингстин, Квентин Тарантино, Пит Таунсенд и другие известные персоны. Итоги голосования и были сведены в список.
Примечательно, что представление каждого исполнителя в журнале комментировал кто-нибудь из звёзд музыкальной индустрии, и это весомая причина того, что я это публикую.
25. Fats Domino
Dr. John (Записывался с Вэном Моррисоном, Эриком Клэптоном, Миком Джаггером и Шер):
"После Джона Леннона и Пола Маккартни Фэтс Домино и его партнер Дэйв Бартоломью, вероятно, были величайшей командой авторов песен за всю историю. У них всегда была простая мелодия, модная смена аккордов и классный грув. И у всех их песен были простые тексты – это главный ключ. В песнях Фэтса Домино нет глубоких сюжетов: "Да, это я, и я снова влюблен". Нет ничего проще этого.
Даже когда Фэтс Домино исполнял песни кого-то другого, это все равно был Фэтс. Он действительно мог объединиться со своей группой и играть эти зажигательные буги-шаффлы – это были вещи до появления фанка, и это был Новый Орлеан, и он делал это по-своему. Существует одна вещь, которой не хватает большинству музыкантов, которую он сделал на некоторых из своих самых больших пластинок, таких как "Blueberry Hill": он мог играть на пианино обеими руками. В этом он был похож на Телониуса Монка.
На некоторых ранних записях Фэтса почти не слышно баса. Позже они начали удваивать басовую партию с помощью гитары, и это дало очень характерный звук. Это стало стандартом для Фила Спектора. Я не знаю, подхватил ли Фил это от Фэтса или от кого-то, кто подхватил это от Фэтса, но все началось именно с Фэтса Домино".
24. Jerry Lee Lewis
Моби:
"Мне было бы любопытно узнать, через сколько пианино прошел Джерри Ли Льюис за свою жизнь. Тот, кто отвечал за поддержание инструмента в тонусе и следил за тем, чтобы он не разваливался на части в "Sun Studio", должно быть, плакал каждый раз, когда приходил его подстраивать. Я не знаю, какой переключатель щелкнул в мозгу Джерри, когда он родился, что заставило его играть так быстро и так сильно, но я рад, что он все же щелкнул.
Если вы послушаете его записи, они звучат больше как панк-рок, чем все, что делает любая современная панк-группа. Его записи звучат быстрее, чем на самом деле, и они звучат громче, чем на самом деле. Если вы слушаете их на маленькой убогой стереосистеме на низкой громкости, они все равно звучат так, как будто вырываются из динамиков.
Будь то Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард или Джин Винсент, – от этих парней веяло сексом и анархией. Во всех их записях есть ощущение заброшенности, как будто они потеряли всякую надежду на коммерческий успех или быть когда-либо уважаемыми, поэтому они просто хотели играть сумасшедшую, "безбашенную" музыку.
"Great Balls of Fire" и "Whole Lot of Shakin' Going On" – культовые синглы. Но если вы действительно хотите понять Джерри Ли Льюиса, найдите какое-нибудь видео, где он живьем исполняет "Great Balls of Fire". Это же чистое, наркотическое рок-н-ролльное возбуждение".
23. Bruce Springsteen
Джексон Браун:
"Во многих отношениях Брюс Спрингстин – воплощение рок-н-ролла. Сочетая в себе музыку Аппалачей, рокабилли, блюз и ритм-энд-блюз, его творчество воплощает глубочайшие ценности рока: желание, потребность в свободе и стремление найти себя. Во всех его песнях чувствуется великодушие и готовность драматично и преданно изображать даже самые простые аспекты нашей жизни.
Я никогда не видел, чтобы кто-нибудь делал то, что делал он: играл на акустической гитаре и танцевал повсюду на сцене, и гитара ни к чему не была подключена. Не было такой скрупулезной необходимости слышать каждую ноту. Это наполнило зал таким количеством эмоций, что не имело значения, если вы не могли слышать каждую ноту.
На Брюса оказали влияние самые разные люди – от Чака Берри и Гэри У.С. Бондса до Боба Дилана и Вуди Гатри. Но он также очень похож на Монтгомери Клифта, Марлона Брандо и Джеймса Дина – людей, чьи самые невнятные высказывания были увеличены, чтобы передать объем. Его восприятие музыки как целительной силы, группы как церкви было всегда ощутимо. Он твердо стоит по обе стороны этой великой пропасти между восстанием и искуплением".
22. U2
Крис Мартин (Coldplay):
"Я не покупаю билеты на выходные в Ирландию и не тусуюсь перед их воротами, но они – единственная группа, весь каталог которой я знаю наизусть. Первую песню "The Unforgettable Fire" я знаю вдоль и поперек – она такая зажигательная, блестящая и красивая. Это одна из первых песен, которые я сыграл своему нерожденному ребенку.
Звук, который они впервые создали – мощный бас и барабаны снизу, и эти эфирные, насыщенные эффектами гитарные треки, плывущие сверху, – не был чем-то таким, что можно было услышать раньше. Возможно, они единственная стоящая рок-группа гимнов за всю историю. Конечно, они самые лучшие.
Что мне больше всего нравится в U2, так это то, что группа важнее, чем любая из ее песен. Мне нравится, что они – по-прежнему лучшие друзья и что каждый из них играет важную роль в жизни друг друга. И это единственная группа, которая существует без каких-либо изменений в составе и без больших распрей. Удивительно, что самая большая группа в мире имеет столько целостности и страсти в своей музыке".
21. Otis Redding
Стив Кроппер (Booker T. & the M.G.'s):
"Отис обладал мягкостью Сэма Кука и суровостью Литтл Ричарда, и он был сам по себе. Он также был великолепен, чтобы быть рядом, и всегда на 100% полон энергии. Так много певцов в те дни, при всем моем уважении, просто слишком долго были в этом бизнесе. Они были озлоблены тем, как с ними обращались. Но у Отиса этого не было. Он был, вероятно, самым непредвзятым человеком, которого я когда-либо встречал. Он казался великим во всех отношениях: физически, своим талантом, своей мудростью в отношении других людей. После его смерти я с удивлением обнаружил, что мне столько же лет, сколько и ему, потому что я смотрел на него как на старшего брата.
Когда я сочинял с Отисом, моя работа заключалась в том, чтобы помочь ему закончить его песни. У него было так много идей, что я просто выбирал одну и говорил: "Давай сделаем это", и мы писали всю ночь напролет. "I Can't Turn You Loose" была просто риффом, который я использовал в нескольких песнях с MGs. Отис придумал это примерно за 10 минут. Просто рифф и один куплет, который он поет снова и снова. Вот и все. С Отисом все сводилось к чувствам и самовыражению. В большинстве его песен было всего две или три смены аккордов, так что музыки там было немного. Динамика, энергия, то, как мы подавали это – этому трудно научить".
20. Bo Diddley
Игги Поп:
"Музыка Бо Диддли огромна. Это глубоко трогательно. В нем есть знойная, сексуальная сила Африки. В этом звуке есть какая-то тайна. Люди слушают записи Бо Диддли и думают: "О, ты можешь просто танцевать бонк-де-бонк-бонк, де-бонк-бонк, и у тебя получится бит Бо Диддли". Но это не так просто. Он играл действительно простые вещи, но с невероятной властью.
Когда я хотел заняться сочинением песен, он был для меня ключом. Я искал способ писать, и вот он появился – сочинять очень законченные, очень запоминающиеся песни без особой суеты. Они не были особо красочными. Он никогда не утруждал себя сменой аккорда: это очень гипнотизирует. И его голос такой чертовски громкий. Это не просто громкий голос – у него громкий, глубокий крик.
А еще то, как он играл на гитаре. Прежде всего, руки Бо от запястья до кончика пальца были длиной около фута. Он действительно управлял своей гитарой. То, как Бо играет на своем инструменте, и то, как щелкает ритм, – уникально. Бо Диддли оказал огромное влияние на рок 60-х. The Stones исполнили песню Бо Диддли, The Yardbirds исполнили "I'm a Man", а The Pretty Things исполнили его песню "Pretty Thing". Моя школьная группа The Iguanas исполнила несколько его песен, в том числе "Road Runner", и вы можете услышать его немного в The Stooges.
Его влияние повсюду, но его личной карьере не помешал бы толчок. Какой-нибудь автомобильной или джинсовой компании нужно поместить его трек в рекламный ролик, чтобы множество молодых парней и чуваков могли воскликнуть: "Вау, это круто!"."
19. The Velvet Underground
Джулиан Касабланка (The Strokes):
"Когда вы слушаете сегодня радиостанцию с классическим роком, почему они не играют Velvet Underground? Почему это всегда Boston и Led Zeppelin? И почему The Rolling Stones настолько популярнее, чем Velvets? Хорошо, я понимаю, почему Stones более популярны. Но есть также часть меня, которая всегда чувствовала, что все должно было быть наоборот. The Velvet Underground намного опередили свое время. И их музыка была странной. Но в то же время это имело для меня такой большой смысл. Я не мог поверить, что это не самая популярная музыка, когда-либо созданная.
Слушать эти четыре студийных альбома сейчас – все равно что читать хорошую книгу, действие которой происходит в далеком прошлом. Когда я слышу The Velvet Underground & Nico, я чувствую себя так, словно нахожусь на "фабрике Энди Уорхола" в 60-х или тусуюсь в ночном клубе "Max's Kansas City". Рид мог быть романтичным в том, как он изображал эти сумасшедшие ситуации, но он также был очень реальным. Это была и поэзия, и журналистика".
18. Marvin Gaye
Смоки Робинсон:
"В "Motown" Марвин был одним из главных героев величайшей когда-либо рассказанной музыкальной истории. До этого ничего подобного никогда не существовало – все эти авторы песен, певцы, продюсеры работали и росли вместе, частично семья, частично бизнес – и я серьезно сомневаюсь, что такое когда-нибудь повторится. И нет никаких сомнений в том, что Марвин всегда будет огромной частью наследия "Motown Records".
Когда Марвин впервые пришел в "Motown", он был барабанщиком во всех ранних хитах, которые я записал с The Miracles. Мы с ним стали близкими друзьями – на самом деле он был моим братом, – и я много занимался продюсированием и написал для него много песен: "Ain't That Specialic", "I'll Be Doggone". Конечно, это означает, что я потратил много времени на ожидание Марвина. Видите ли, Марвин практически все время опаздывал в студию. Но я никогда не возражал, потому что знал, что всякий раз, когда Марвин все-таки доберется туда, он споет мою песню так, как я никогда себе этого не представлял. Он "марвинизировал" мои песни, и мне это нравилось. Марвин мог петь что угодно – от госпела до гутбакет-блюза, от джаза до поп-музыки.
Но Марвин был гораздо большим, чем просто великим певцом. Он был великим звукорежиссером, талантливым автором песен, глубоким мыслителем – настоящим художником в истинном смысле этого слова. То, что происходит, – это самое глубокое музыкальное высказывание в моей жизни. Это никогда не устареет".
17. Muddy Waters
Билли Гиббонс (ZZ Top):
"Люди называют его звук грязным и грубым, но он не был особенно громким. Это просто так звучало. Гитарный усилитель в 50-х годах был, возможно, размером с настольный радиоприемник. Чтобы быть услышанным на вечеринке, вы должны были крутить эту штуку так громко, как только могли. Если у вас не было биг-бэнда с 20 ребятами, у вас было только 20 ватт.
Впервые я услышал Мадди Уотерса от двух моих друзей, Уолтера Болдуина и Стива Робертса, в средней школе в 1962-м или 1963-м году. Мы выросли вместе и хватались за каждое музыкальное безумие, которое только могли найти. Как бы то ни было, я взял гитару из-за Мадди Уотерса так же, как и все остальные: Джимми Рид, Хаулин Вулф, Ти-Боун Уокер, Альберт Кинг, Би Би Кинг, Фредди Кинг – все они тоже оказали влияние, но все они последовали за Мадди Уотерсом.
Он начинал в Миссисипи, играя на акустике, используя большой палец для игры басовой партии и настоящий слайд с бутылочным горлышком для мелодии на верхних струнах. Слайд-гитара передает нюансы человеческого голоса лучше, чем любой другой инструмент. По сути, это была вещь Роберта Джонсона, и Мадди привез ее в Чикаго, электрифицировал, добавил басиста и фоно с хорошим бэкбитом, – и у вас была вечеринка. Его группы всегда были мощными, а его голос обладал удивительной глубиной.
Самое замечательное, что блюз никогда не угасал, никогда. Его заново открывали каждые 10 лет, начиная с 20-х годов. Никто не может сделать то, что сделал Мадди, но его энергия все еще подпитывает этот огонь".
16. Sam Cooke
Арт Гарфункел:
"Сэм Кук основывался на очень прямолинейном стиле пения: чистом, красивом и открытом, необычайно прямом и непримиримом. От певца просто исходит уверенность, что он знает высоту звука, а вот и сам звук. Это то, в чем Сэм был великолепен. У него было мужество как у певца. Сэм также доносил много посланий. Сегодня вы слышите, как все исполняют те мелизматические ноты, которые Мэрайя Кэри сделала популярными. Сэм был первым парнем, который так пел.
У него были потрясающие "отбивки", но в то же время потрясающий вкус. Я никогда не чувствовал, что он переусердствовал, как это подчас происходит с современными певцами. Он оставался ритмичным, мелодичным и плавным; он всегда демонстрировал блестящий вокальный контроль. Сэм был великолепен, когда подпевал. Он был моим героем.
В Сэме было глубокое чувство доброты. Его отец был священником, и он, очевидно, проводил много времени в церкви. Его первый успех как певца госпела пришел рано, и он расширился до R&B и поп-музыки. Казалось, что он делал правильный выбор в жизни, пока его не застрелил ночной менеджер мотеля. Раньше я думал, что он просто великий певец. Теперь я думаю, что он лучше этого. С тех пор почти никто не может к нему просто приблизиться".
15. Stevie Wonder
Элтон Джон:
"Позвольте мне выразить это так: куда бы я ни отправился в мире, я всегда беру с собой "Songs in the Key of Life" (альбом Стиви Уандера 1976 года). Для меня это лучший альбом из когда-либо созданных, и я всегда испытываю благоговейный трепет после его прослушивания. Когда люди через десятилетия и столетия будут говорить об истории музыки, они будут говорить о Луи Армстронге, Дюке Эллингтоне, Рэе Чарльзе и Стиви Уандере. Стиви вышел из золотого века "Motown Records", когда они выпускали лучшие R&B пластинки в мире, и он превратился в удивительного автора песен и настоящую музыкальную силу природы.
Он настолько разносторонне одарен, что трудно точно определить, что именно делает его одним из самых величайших. Но сначала этот голос. Наряду с Рэем Чарльзом, он величайший R&B-певец, который когда-либо жил. Никто не может петь так, как он. Я знаю.
Как клавишник, я играл с ним на протяжении многих лет, и он никогда не перестает удивлять меня тем, что он придумывает. Он может играть на чем угодно – посмотрите, как он играет на губной гармошке. Я думаю, что я довольно хороший музыкант, но он совсем в другой лиге. Он мог бы играть с Чарли Паркером или Джоном Колтрейном и постоять за себя. Он пытается использовать свою музыку для добра. Я думаю, что она – его послание о любви, и в мире, в котором мы сегодня живем, это послание действительно заметно".
14. Led Zeppelin
Дэйв Грол (Nirvana;Foo Fighters):
"Без Led Zeppelin не было бы хэви-метала, а если бы он и существовал, то это был бы полный отстой. Led Zeppelin были больше, чем просто группой – они представляли собой идеальное сочетание самых сильных элементов: страсти, таинственности и опыта. Всегда казалось, что Led Zeppelin что-то искали. Им не нравилось находиться на одном месте, и они всегда пробовали что-то новое. Они могли сделать все, что угодно, и я верю, что они сделали бы все, если бы их не прервала смерть Джона Бонэма.
"Цеппелины" служили отличным убежищем от многих вещей. Во всем, что они делали, был элемент фантазии, и это было такой важной частью того, что делало их важными. Трудно представить себе аудиторию всех этих фильмов "Властелин колец", если бы не Zeppelin.
В свое время они никогда не получали одобрения критиков, потому что были слишком экспериментальными и слишком маргинальными. В 1969-м и 1970-м годах творилось какое-то странное дерьмо, но Zeppelin были самыми странными. Я считаю Джимми Пейджа более странным, чем Джими Хендрикс. Хендрикс был гением в огне, в то время как Пейдж был одержимым гением. Концерты и альбомы Zeppelin были для них чем-то вроде экзорцизма.
Люди "торчали" от Хендрикса, Джеффа Бека и Эрика Клэптона, но Пейдж поднял это на совершенно новый уровень, и он сделал это таким прекрасным человеческим и несовершенным способом. Он играет на гитаре, как старый блюзмен "под кислотой". Когда я слушаю бутлеги Zeppelin, его соло могут заставить меня смеяться, а могут и разрыдаться. Любая концертная версия "Since I've Been Loving You" доведет вас до слез и одновременно наполнит радостью. Пейдж использует свою гитару не просто как инструмент – он использует ее как своего рода эмоциональный переводчик.
Джон Бонэм играл на барабанах, как человек, который не знал, что будет дальше, – как будто он балансировал на краю обрыва. С тех пор никто и близко к этому не подошел, и я не думаю, что кто-нибудь когда-нибудь приблизится. Я думаю, он навсегда останется величайшим барабанщиком всех времен. Вы даже не представляете, как сильно он повлиял на меня. Я провел годы в своей спальне, слушая барабаны Бонэма и пытаясь подражать его свингу, или его развязности за ритмом, или его скорости, или силе.
"Black Dog" из "Zeppelin IV" – это то, чем были Led Zeppelin в свои самые зажигательные моменты, прекрасный пример их истинной мощи. Это не должно было быть очень искаженным или очень быстрым, это просто должно было быть Led Zeppelin, и это было действительно тяжело. Кроме того, есть чувствительная сторона Zeppelin – то, что люди упускают из виду, потому что мы думаем о них как о рок-монстрах, но "Zeppelin III" был полон нежной красоты. Этот альбом, по какой-то причине, сохранил во мне немного света, который во мне все еще присутствует.
Они показали мне, что люди могут каким-то образом направлять эту музыку и что она откуда-то исходит. Это было не из песенника. Это исходило не из инструкции. Это исходило не от продюсера. Это исходило от четырех музыкантов, которые несли музыку туда, где ее раньше не было, – как будто она исходила откуда-то еще. Вот почему они – величайшая рок-н-ролльная группа всех времен. По-другому и быть не могло".
13. Buddy Holly
Джон Мелленкамп:
"Бадди Холли был законченным деревенщиной. Я очень горжусь этим. Так много нашего музыкального наследия родом из этой страны. Почти каждая песня, каждый звук, которому мы подражаем и слушаем, были созданы деревенщиной, рожденной из разочарования маленького городка, где вечером особо нечего делать. Это единственное, что мне нравилось в Бадди Холли.
Бадди Холли был одним из первых великих певцов-авторов песен – он писал свой собственный материал и, в конце концов, его же и продюсировал. Он приехал из такой сельской местности и смог поговорить со столькими людьми в стольких местах. Эти песни великолепны, а некоторые длятся всего минуту и 25 секунд. Подумайте о том, чтобы исполнить такую песню сегодня! Магия, которую сотворил Бадди Холли, была не чем иным, как чудом. Тот факт, что он умер в 22 года, просто нелеп.
Мелодии и аранжировки Холли оказали огромное влияние на The Beatles. В 1964 году, первое, что спросил Джон Леннон, когда попал на шоу Эда Салливана, было: "Это та сцена, на которой играл Бадди Холли?" Это показывает как много у них было молчаливого восхищения. Послушайте песни с первых трех альбомов The Beatles. Убери их голоса, и это – Бадди Холли. То же самое и с The Rolling Stones".
12. The Beach Boys
Линдси Бакингем (Fleetwood Mac):
"The Beach Boys показали дорогу, и не только в Калифорнию. Конечно, они, возможно, продали Калифорнийскую мечту многим людям, но для меня Брайан Уилсон показал, как далеко вам, возможно, придется зайти, чтобы воплотить свою собственную музыкальную мечту в реальность.
Когда The Beach Boys начинали, Брайан воспринимал европейские идеи и привносил их в формат Чака Берри. Эти гармонии были основаны на гармониях Four Freshmen (американского мужского вокального квартета середины 50-х), с небольшим добавлением церковного элемента. Он наложил все это поверх рок-н-ролла Чака Берри, и результат звучал так свежо. Я помню, как впервые услышал "Surfin' Safari", когда учился в шестом классе. В ней был ритм, чувство радости, которое взрывной рок-н-ролл подарил многим из нас. Но в ней также был этот невероятный подъем, эта удивительная химическая реакция, которая, казалось, происходила внутри вас, когда вы ее слышали.
"Pet Sounds" – признанный шедевр, и это все, что о нем говорят, Брайан перенял некоторые наработки, которые он получил от Фила Спектора, и создал что-то свое. Сегодня приятно видеть, что Брайан находится в таком месте, где он может делать то, что хочет, без давления продаж или необходимости быть системой поддержки для стольких других".
11. Bob Marley
Вайклеф Жан (The Fugees):
"Что отличает Боба Марли от стольких других великих авторов песен? Они не знают, каково это, когда дождь просачивается в их дом. Они не знали бы, что делать без своих микроволновых печей и духовок – разводить огонь из дров и готовить рыбу рядом с океаном. Марли вышел из нищеты и несправедливости на Ямайке, и это проявилось в его бунтарском звучании. Люди были его источником вдохновения. Прямо вверх. Как и Джон Леннон, он привнес идею о том, что с помощью музыки, расширения прав и возможностей и слов вы действительно можете добиться мира во всем мире.
Но трудно сравнивать его с другими музыкантами, потому что музыка была лишь одной частью того, кем он был. Он также был гуманистом и революционером. Его влияние на ямайскую политику было настолько сильным, что на его жизнь было совершено покушение. Марли был как Моисей. Когда Моисей заговорил, люди пришли в движение. Когда Марли заговорил, они тоже зашевелились. Марли почти в одиночку принес в мир регги. Причина, по которой люди все еще надевают футболки Боба Марли, заключается в том, что его музыка – одна из немногих реальных вещей, за которые можно ухватиться".
Окончание здесь:
☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!
➤Другие статьи подобного рода: