Найти тему
Клуб Отечественной истории

Генерал Огурцов и 10-ая танковая дивизия в жаркие июньские дни 1941 года

Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала. Многие из Вас знают наших знаменитых танковых полководцев Великой Отечественной войны: Катукова, Рыбалко, Богданова, Бабаджаняна, Кравченко. Командиром танковой дивизии начал войну и самый молодой командующий фронта генерал армии Черняховский. К сожалению, были и такие талантливые командиры, здорово себя проявившие в 1941 году, которые до общей Победы не дошли. Например, полковник Орленко, уже упомянутый Черняховский, генерал-майор Борзилов и генерал-майор Огурцов погибшие за свободу нашей Родины. Даже стремясь быть объективным, у каждого из нас есть свои симпатии и антипатии. Лично мне из всех танковых командиров 1941 года наиболее симпатичен именно Сергей Яковлевич, о котором я и хочу поговорить с Вами. Судьба этого советского воина вполне могла бы стать сценарием для остросюжетного фильма.

Сергей Яковлевич Огурцов – ветеран Первой мировой воны, которую закончил в чине младшего унтер-офицера и в должности командира взвода. В Красную Гвардию добровольно вступил в декабре 1917 года. В Гражданскую Огурцов воевал на различных должностях (максимальная командир пулеметного эскадрона). Участвовал в советско-польской войне и борьбе с формированиями Нестора Махно. Награжден Орденом Красного Знамени. Далее Сергей Яковлевич продолжил службу в РККА, окончил кавалерийские курсы усовершенствования командного состава, в 1931 году Военно-техническую академию РККА. После этого жизнь Огурцова связана с бронетанковыми войсками. В звании полковника Огурцов принимал участие в советско-финской войне, отличился при прорыве «линии Маннергейма». За что награжден вторым орденом Красного Знамени, при этом, дивизия, которой он командовал, награждена орденом Ленина. 4 июня 1940 года Сергей Яковлевич получил звание генерал-майора и назначен командиром 10-ой танковой дивизии (с февраля 1941 года соединение в составе 15-го механизированного корпуса генерала Карпезо).

прорыв линии Маннергейма
прорыв линии Маннергейма

Соединение генерала Огурцова на 22 июня 1941 года состояло из: двух танковых (19-го и 20-го), мотострелкового (10-го), гаубично артиллерийского (10-го) полков, зенитно-артиллерийского дивизиона (10-го). 10-я танковая дивизия была хорошо укомплектована, в ней было 363 танка: 63 КВ, 38 Т-34, 51 Т-28, 181 БТ-7, 22 Т-26, 8 ХТ (огнеметный танк на базе Т-26). Также в соединении было 72 бронеавтомобиля, при этом отмечалась острая нехватка автотранспорта особенно в мотострелковом полку. Дивизия дислоцировалась в районе Злочева, Зборов, Бережаны.

В 4:45 22 июня 1941 года генерал Огурцов объявил боевую тревогу. После вскрытия «красного пакета», дивизия начала выдвижение в район Почапы, Сасув, Бялы по плану прикрытия государственной границы. В 22 часа разведывательный дозор дивизии в количестве 6 танков встретился с противником силой до двух батальонов пехоты. Уничтожив до взвода пехоты и 4 противотанковых орудия, разведчики отошли к своим (потеряно было два танка). К полуночи авангард 10-ой танковой дивизии занял оборону на окраинах Радзехова.

Утром 23 июня 1941 года передовой отряд 10-ой ТД (два батальона) был атакован в районе Радзехова 11-ой танковой дивизией Вермахта. После ожесточенного боя, противник отошел на исходные позиции, потеряв 26 танков (наши потери 20 танков). В это же утро 15-му механизированному корпусу штабом Юго-Западного фронта был отдан приказ: совместно с 4-м мехкорпусом и 3-ей кавалерийской дивизии (о которой я подробно писал здесь) нанести мощный удар под Радзеховым. В первую очередь ударной силой была 10-ая танковая дивизия генерала Огурцова.

-3

В 15 часов 23 июня 1941 года 20-й танковый и 10-й моторизованный полки дивизии атаковали противника, бой продолжался с переменным успехом, но в итоге противник выстоял. Отмечу важное обстоятельство – 10-ый артполк и 10-й зенитный дивизион дивизии к месту боевых действий к тому времени еще не подошли и находились на марше.

24 июня 1941 года дивизия по приказу генерала Карпезо отошла в лес южнее Холоюва (без 19-го танкового полка). 19-ый танковый полк (в бою до этого не участвовал) подошел к основным силам дивизии 25 июня 1941 года к 20:00. Согласно приказу генерал-полковника Кирпоноса (командующий Юго-Западным фронтом, свое мнение о котором я писал здесь), 10-ая танковая дивизия готовилась к нанесению удара в направлении Радзехова (фактически поворот на 180 градусов). При этом 25 июня 1941 года отряд из 20-го танкового полка под командованием начальника штаба майора Говора нанес контрудар по наступающему противнику. В результате боя было уничтожено 49 артиллерийских орудий (в основном на марше), 5 танков и до двух рот пехоты гитлеровцев. Наш отряд потерял 4 танка КВ и 7 БТ-7, смертью храбрых погиб майор Говор.

В течение всего дня 26 июня 1941 года дивизия вела ожесточенные бои в районе Холоюва (20-ый танковый и 10-ый мотострелковый полки). 19-ый танковый полк подполковника Пролеева в 10 утра атаковал противника в направлении Охладува. В результате этой неожиданной контратаки было уничтожено 18 танков, до батальона пехоты и 24 противотанковых орудия гитлеровцев. Полк потерял 14 танков, 72 человека были убиты или пропали без вести.

-4

26 июня 1941 года в 18 часов командир 15-го мехкорпуса генерал Карпезо был тяжело ранен (даже был похоронен, когда был принят за мертвого, подробнее я писал здесь), в командование корпусом вступил полковник Ермолаев. После ожесточенных боев к исходу дня у генерала Огурцова осталось из главной ударной силы 10 танков КВ (большинство потеряно на марше) и 18 Т-34, 12 152-мм орудия.

27 июня 1941 года 10-ая танковая дивизия должна была наступать в общем направлении на Берестечко. Однако штаб фронта отдал приказ о выводе 15-го мехкорпуса из боя. Вновь 10-ая танковая дивизия повернула на 180 градусов и должна была сосредоточиться за линией обороны 37-го стрелкового корпуса. И вновь, приказ был отменен, теперь из Москвы. 10-ая танковая дивизия вновь двинулась в обратном направлении. Соединение генерала Огурцова с тяжелыми боями продвинулось на 7-9 километров, и фактически отбивали свой же ранее оставленный по приказу рубеж.

Несмотря на неоднократные взаимоисключающие приказы от вышестоящих штабов, генерал Огурцов на своем дивизионном уровне, в первые дни войны действовал очень эффективно, наносил результативные контрудары. Было побито много гитлеровской техники и живой силы. Отмечу, что основные потери 10-ая танковая дивизия понесла на маршах из-за поломок и действий авиации противника (особенно это касается танков БТ). Свой рассказ я продолжу в ближайших публикациях. Это будет интересно.

На сегодня у меня все. Если понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. До встречи.

Возможно Вам будет интересно: о генерале Борзилове - здесь; генерале Хацкилевиче - здесь; полковнике Черняховском - здесь; полковнике Орленко - здесь; полковнике Катукове - здесь; генерале Солянкине - здесь; полковнике Фотченкове - здесь; генерале Пушкине - здесь.

Колесников Василий Григорьевич ©.

#Красная армия #великая отечественная война #танки #1941 года #генерал Огурцов #герои #история #ссср #военная история #история отечества