Далее последует описание типов подводных лодок германского флота 1-й мировой войны. Однако требуется отметить, что об однотипности немецких подлодок того времени можно говорить весьма условно. Ведь лодки, позиционируемые как однотипные, в реальности значительно отличались друг от друга. Это было связано как с новизной и необычностью кораблей совершенно неизвестного ранее вида, вызывавшими различие взглядов на производственный процесс у кораблестроителей разных верфей, так и с тем, что в каждой строившейся субмарине они старались учесть опыт, полученный при строительстве и эксплуатации предыдущих подлодок. Немаловажными в таком «разнобое» были так же: спешка строительства военного времени (лодка, пока еще стоявшая на стапелях, требовалась флоту «уже вчера»), нехватка строительных материалов, и трудности снабжения оборудованием, неизбежные в условиях войны.
В этой статье описаны только боевые крейсерские подлодки - без экспериментальных и учебных. Специализированным подводным минным заградителям и малым субмаринам прибрежного действия будет посвящена отдельная статья.
ПРИМЕЧАНИЕ: при поиске иллюстраций я столкнулся с тем, что и в книгах, и в интернете практически почти отсутствуют хорошие цветные изображения германских подлодок времен 1-й мировой войны. Фотографии для иллюстрирования тоже малопригодны: они, как правило, невысокого качества, и показывают только надводную часть корабля. В основном иллюстративный материал по этой теме состоит из черно-белых схем, показывающих внутреннее устройство субмарин в разрезе (в котором непосвященному трудно разобраться), или из черно-белых абрисных набросков довольно низкого качества. Поэтому я попытался в меру своих, честно говоря, никудышных способностей хоть как-то «подкрасить» эти изображения. Получилось, конечно, примитивно, но за неимением лучшего… В общем: «не стреляйте в пианиста – он играет, как умеет»…
Крейсерские подводные лодки типа U-5
(14 единиц - от U-5 до U-18)
Постройка в 1909-1912 гг. кораблей данной серии еще носила явно экспериментальный характер, из-за чего размеры и ТТХ этих лодок сильно «гуляли». Однако в отличие от предыдущих, чисто опытных, эти корабли приняли активное участие в войне. На лодках типа U-5 стояли керосиновые двигатели Кертинга (для вывода их газов на палубе лодки за рубкой устанавливалась выхлопная труба). Мощность каждого двигателя была невысокой, и поэтому на одном валу их устанавливалось по два. Керосиновая силовая установка оказалась ненадежной и взрывоопасной; тем не менее, в начале войны U-5 – U-18 составляли основу германского подводного флота, и одержали немало побед. Так, U-9 уничтожила 22.09.1914 г. сразу 3 английских броненосных крейсера («Кресси», «Абукир» и «Хог»). Но и погибли многие. На минах подорвались три лодки. Две субмарины были торпедированы подлодками (одна из них – по ошибке своей же лодкой). В боевых столкновениях с английскими эскортными и патрульными кораблями были уничтожены еще шесть лодок этого типа. Уже после окончания войны при переходе к месту передачи союзникам, внезапно затонула U-16 (предположительно по умыслу экипажа). А уцелевшие подлодки этого устаревшего типа после войны были разобраны на металл.
Крейсерские подводные лодки типа U-19
(22 единицы - от U-19 до U-41)
Крейсерские двухкорпусные подводные лодки Тип U-19 входили в строй в 1913-1915 гг., и были первыми в германском флоте дизельными подлодками. Но между сериями характеристики и внешний вид этих лодок несколько различались - в зависимости от возможностей строивших их судоверфей. К тому же и надежность двигателей кораблей разных серий была различной. Лодки, строившиеся в Данциге (U-19 – U-22 и U27 – U-30), имели более надежные 4-тактные дизели фирмы МАИ. Остальные корабли оснащались 2-тактными крупповскими дизелями, которые часто выходили из строя; действия этих субмарин в Атлантике были крайне ограничены из-за большого расхода топлива и ненадежности силовых агрегатов.
В ходе боевых действий было потеряно 12 кораблей этого типа. На минах подорвались три субмарины (одна из них – на Балтике). От артиллерийского огня надводных кораблей Антанты затонули еще три подлодки, а две - уничтожены глубинными бомбами. Две субмарины торпедированы британскими подводными лодками, а одна (U-29) протаранена линкором «Дредноут» - первым крупным кораблем того времени, не имевшим таранного выступа, и являвшегося чисто артиллерийским! Но, наверное, самой обидной для немцев стала гибель подлодки U-28. Она атаковала судно, «под завязки» загруженное боеприпасами; и внезапный врыв не только «разнес в атомы» транспорт, но и утопил самого «победителя»…
Еще две подлодки типа U-19 были потеряны не в боевой обстановке. Субмарина U-20 села на мель у Ютландского побережья, была оставлена и взорвана своим экипажем. А уже в 1919 году, при переходе к месту передачи союзникам, затонула U-21 (предположительно по умыслу экипажа, не желавшего сдавать врагу свой корабль). Остальные подлодки немцы передали по репарациям союзникам, и они пошли на слом.
Крейсерские лодки типа U-43
(23 единицы - от U-43 до U-65)
Две первые подлодки этого типа были заказаны по довоенной программе 1913 г., а остальные строились по мобилизационным планам во время войны, что предопределило значительные различия кораблей во внешнем виде и в ТТХ. Влияло на вид и ТТХ и место постройки: лодки, строившиеся в Данциге, несли больше торпедных аппаратов и имели рубки другой конфигурации.
Из 10 потерянных в ходе войны подлодок этого типа две подорвались на минах, две были потоплены таранными ударами надводных кораблей, а две уничтожены глубинными бомбами английских и американских эсминцев. Еще две субмарины были расстреляны корабельной артиллерией (одна – русскими на Балтике). Подлодка U-52 сразу после вступления в строй затонула из-за взрыва своей торпеды, но незадолго до окончания войны ее подняли и вновь ввели в строй. А при объявлении о капитуляции подлодки U-47 и U-65 были затоплены своими экипажами. Остальные корабли этой серии по репарациям передали союзникам.
Крейсерские лодки типа U-66
(5 единиц - от U-66 до U-70)
Эти лодки строились в 1913 - 1915 гг. по заказу ВМФ Австро-Венгрии. Однако с началом войны, когда австрийский флот оказался заперт в небольшом Адриатическом море, немцы предложили австриякам в обмен пять малых подлодок, а эти океанские субмарины забрали себе. С августа по сентябрь 1915 все лодки типа U-66 вошли в состав германского флота. В течение 1916-1917 гг. три из них были уничтожены артогнем и глубинными бомбами английских эсминцев. Оставшиеся две лодки по окончании войны были переданы союзникам по репарациям, и те разобрали корабли на металл.
Крейсерские лодки типа U-81
(51 единица от U-81 до U-116 и от U-158 до U-172)
Средние крейсерские лодки этого типа строились в 1916-1918 гг.; но из-за окончания войны 12 субмарин так и не были достроены. Эти подлодки отличались хорошей мореходностью и маневренностью в надводном положении. Корабли данцигской постройки имели более сильное вооружение: 6х500-мм торпедных аппаратов, 105-мм орудия и увеличенное количество запасных торпед.
В ходе боевых действий были потеряны 18 кораблей этого типа. Две субмарины торпедированы английскими подводными лодками. Три – погибли на минах. Четыре лодки потопили британские суда-ловушки. Семь «У-ботов» уничтожили надводные корабли противника, а одну - авиация. А подлодку U-89 отправил на дно таранный удар британского броненосного крейсера «Роксбург».
После окончания войны пять самых новых субмарин этого типа присвоила себе Франция (они служили во французском флоте до конца 30-х гг.). Шесть лодок затопили (по принципу: «так не доставайся же ты никому»). Остальные лодки победители разобрали на металл.
Подводные крейсера типа U-127
(12 единиц – от U-127 до U-138; в строй – только 2 лодки)
Большие подводные крейсера этого типа предназначались для действий у берегов США и Южной Америки. Они имели по 2 вспомогательных дизеля для зарядки аккумуляторов, и могли принимать топливо в главные балластные цистерны, что увеличивало дальность плавания.
Из 12 строившихся в 1918 г. крейсеров в строй успели войти только U-135 и U-136. После окончания войны они были интернированы Антантой; остальные недостроенные крейсеры разобрали на металл.
Подводные крейсера типа U139
(в постройке 16 единиц – от U-139 до U-182; но в строй - только 4 лодки).
Из 16 заложенных больших подводных крейсеров в 1918 г. в строй успели вступить только 4 - от U-139 до U-142. Но и они до конца войны еще только осваивались экипажами. Лишь U-139 успел совершить осенью 1918 один поход к берегам США, потопив по разным сведениям от 3 до 5 транспортов и 1 малый боевой корабль. После капитуляции Германии эти крейсера были переданы по репарациям Антанте.
Подводные крейсера типа U151
(8 единиц - от U-151 до U-157)
Изначально эти корабли строились как транспортные лодки типа «Дойчланд»; все вступили в строй в 1916-1917 гг. В конце 1916 г. субмарина этого типа «Бремен» погибла на минах. В 1917, после вступления в войну в США, было принято решение переоборудовать транспортные корабли в большие крейсерские лодки – для действий у берегов Америки; при переоборудовании они получили порядковые номера. Как крейсера вступили в строй в конце 1917 – первой половине 1918 г.
Переделку транспортников в крейсера нельзя назвать удачной: лодки этого типа имели небольшую скорость и слабое торпедное вооружение. В ходе боевых действий немцы потеряли 2 таких подлодки: U-154 была торпедирована английской субмариной, а U-156 погибла на минах. Остальные корабли после капитуляции Германии передали победителям, которые их за ненадобностью затопили.
1МВ. Подводный флот Германии (01). Подлодки кайзера идут на войну
1МВ.Подводный флот Германии (03). Заградители и прибрежные подлодки
1МВ. Подводный флот Германии (04). Подводные асы
Другие статьи канала по теме «Подводный флот 1-й мировой войны»:
Подводный флот Великобритании в 1-й мировой войне
1МВ: подлодки «Лоскутной империи»
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх». И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи…