В истории флотов мира есть множество уникальных кораблей, не похожих на привычные. Среди них IJN Mamiya («Мамия») и Irako («Ирако»), уникальные продовольственные транспорты, которые до сих пор почитаются многими ветеранами в Японии.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)
Особенности экспансии Японии
В 20-х годах ХХ века Япония уже была сильной морской державой со множеством островов и архипелагов и продолжала расширять свои границы. По всей её территории располагались военные базы, которые порой находились очень далеко от «большой земли», и не могли обеспечивать себя самостоятельно, а потому требовали постоянного снабжения извне. Для этого было решено построить несколько уникальных в своём роде кораблей продовольственного снабжения. Их основной задачей была доставка большого количества припасов в отдалённые места дислокации войск в море и на островах. Так появился на свет IJN Mamiya — один из первых представителей этого класса. С началом Второй мировой #войны и продолжением экспансии потребность в таких кораблях лишь росла. Как раз в это время был построен Irako.
Mamiya и Irako
IJN Mamiya был заложен 25 октября 1922 года на верфи компании Kawasaki в городе Кобэ. Спустя год его спустили на воду, а к 1924 году достроили. Ещё через год он был введён в состав Императорского флота. Изначально Mamiya должен был стать танкером, но в последний момент, когда было принято решение о создании нового типа кораблей, его превратили в корабль продовольственного снабжения. Изменили трюмы и установили туда необходимое оборудование для перевозки, хранения и приготовления пищи в огромных количествах.
Irako был заложен в 1940 году и построен в 1941 году, потому его роль была определена сразу же. Название он получил в честь мыса на полуострове Ацуми в префектуре Айти. Оба корабля имели оборонительное вооружение, но у Irako, так как он создавался позднее, оно было куда лучше и состояло из четырёх орудий калибра 120-мм, десяти 25-мм зенитных автоматов и даже некоторого количества глубинных бомб для защиты от подлодок. Mamiya вооружался скромнее — лишь парой 140-мм пушек и двумя 76-мм зенитками. Однако ни тот, ни другой не могли самостоятельно бороться с противником и практически всегда ходили в составе конвоев.
Слава среди солдат
По сути своей они были одинаковы: их трюмы, специально приспособленные для перевозки и хранения практически любых продуктов, могли содержать такое количество припасов, которого было бы достаточно для обеспечения 10-20 тысяч солдат в течение нескольких недель. Эти #корабли были «плавучими столовыми», причём на них могли готовить праздничные и даже уникальные блюда, а также разные напитки. Например, напоминающий пастилу десерт Ёкан, сделанный из красной фасоли адзуки, агара и сахара. Помимо привычной воды и сакэ, рацион для солдат могли разнообразить лимонадом, свежими соками и многим другим.
Каждое прибытие этих «столовых» куда-либо с грузом провианта, будь то морская база или корабль, воспринималось солдатами с радостью и поднимало их боевой дух. Потому-то японские солдаты любили и почитали эти корабли, несмотря на их неказистый вид.
Судьба и гибель
Оба корабля участвовали в противостоянии с США во Второй мировой войне. Mamiya вступил сразу после начала конфликта, а Irako в 1942 году. Они доставили огромное количество припасов своим войскам и имели большое значение для морального духа солдат. Более того, они выступали неким средством пропаганды, заявляющим, что Япония ещё имеет силы и будет сражаться до победного конца.
Mamiya пережил два торпедирования от американских подлодок SS-225 Cero (12 октября 1943 года) и SS-190 Spearfish (6 мая 1944 года). Тем не менее корабль снова и снова возвращался в строй после ремонта, олицетворяя стойкость сил Императорского флота. Но в третий раз, 21 декабря 1944 года, попадание торпеды USS SS-315 Sealion стало фатальным, и Mamiya затонул примерно в 500 км от берегов Китая, в Южно-Китайском море. 10 февраля 1945 года он был вычеркнут из списков флота.
20 января 1944 года под Труком Irako был атакован американской субмариной SS-194 Seadragon. После чего прошёл #ремонт и продолжил свою работу. Однако через 8 месяцев того же года, 24 сентября, был затоплен спустя двое суток после авианалёта 38-го оперативного тактического соединения флота США. Удивительно, но корабль вывели из состава флота лишь 30 ноября 1945 года, уже после окончания войны.
Память о кораблях и экипажах
На данный момент официальных мемориалов кораблям и служившим на них морякам не существует. Несмотря на важную роль в войне, правительство Японии не сочло нужным отметить их вклад. Между тем, многие японские ветераны армии и флота хорошо помнят те корабли, благодаря которым они не голодали и испытывали радость посреди тягот и лишений войны. Они пытаются добиться присвоения Mamiya и Irako звания «кораблей-героев». Ведь на войне героями становятся не только те, кто сражается на фронте, но и те, кто борется в тылу, помогая всеми силами приблизить победу.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS
🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.
Другие интересные материалы:
- В честь Робинзона Крузо назвали настоящий остров в Тихом океане! Рассказываем, как так получилось...