У художника Николая Ге (это который написал допрос царевича Алексея Петром I и Тайную вечерю, где у Христа лицо Герцена) есть не очень широко известная картина, показывающая момент, когда Екатерина, будущая императрица, пришла проститься к гробу Елизаветы Петровны. В названии картины она фигурирует как Екатерина II, но это конечно, неверно, поскольку тогда она еще не была императрицей. Наследником престола был ее муж Петр III.
Но в остальном картина исторически очень показательная. У Николая Ге есть такое высказывание: «Картина не слово. Она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет — нет картины». Так вот, он как раз в эту минуту уложил всю дальнейшую историю России XVIII века.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий и Личное мнение о людях и событиях
Что мы видим? На полотне господствуют темные тона, что естественно, учитывая специфику момента и то, что в помещениях в те времена всегда стоял полумрак, электричества-то не было. В центре композиции расположена фигура Екатерины, которая делит картину на две части. С одной стороны мы видим солдата, который стоит на карауле у гроба (самого гроба, меж тем, не видно). С другой стороны изображены люди, сопровождающие Петра и Екатерину. Как известно, Петр неохотно присутствовал на погребальной церемонии и не собирался проходить весь церемониал. Екатерина взяла на себя эту обязанность и все сделала как нельзя лучше.
Со стороны Петра было, конечно, ошибкой пренебрежение ритуалом, поскольку присутствие нового монарха у гроба умершего — не просто дань вежливости, но символический акт, говорящий о преемственности власти. По своей глупости или легкомыслию Петр III не подал этого знака.
Зато Екатерина все отлично понимала. Посмотрите, какое выражение лица изобразил ей Ге. В нем все прочитывается. Екатерина облачена в траурное платье, но на ее лице не видно скорби. На нем отчетливо читается удовольствие и то, что можно назвать далеко идущими планами. Придя к телу императрицы, она как бы говорит: "вот теперь на престоле буду я. Не знаю пока, как, но точно буду". Она вынесла весь тягостный церемониал русских похорон, выстояла все долгие службы, молилась и выглядела траурно. Но художник как бы схватил момент, когда она была сама собой, полная честолюбивых планов.
Петр виден на заднем плане со спины. Это он в белом камзоле с голубой лентой через плечо. Абсолютно неуместный наряд в данной ситуации. Поведение его у гроба тоже было, судя по воспоминаниям очевидцев, нетактичным. Император шутил и высмеивал сопровождающих.
Остальные присутствующие — Екатерина Дашкова, Кирилл Разумовский, Никита Панин, Никита Трубецкой, все стали сторонниками Екатерины, когда она узурпировала власть или даже подготавливали переворот и помогали царице. На картине ее вид говорит о том, что она уверена и в себе, и в своих сторонниках.
#культура #история #искусство #царицы
Подписывайтесь на мой канал!
Читайте еще здесь:
Эти люди, как живые, глядят на нас из тьмы веков: фаюмские портреты
Любой может побывать на последней квартире Пушкина: и я там был