Споры о японских CD видимо не утихнут никогда. Как и споры о том что лучше – коньяк или виски? Хотя предмет спора, как таковой… не существует. Это может показаться ересью для многих меломанов и даже аудиофилов, но спорить в данном вопросе, по большому счету, не о чем. И вот почему.
Сторонники японских CD называют их главные «плюсы»: поликарбонат лучшего качества, лучшая отражающая способность «зеркала» и всевозможные передовые технологии типа SHM-CD и тд. Сразу же возникает вопрос – а кто сказал, что японский поликарбонат лучше, например, американского? Или немецкого? Есть заключение авторитетных специалистов? Мне такое не попадалось. Кто сказал, что технология SHM-CD кардинально улучшает звук? Кто-то лично при слепом прослушивании сумел это обнаружить? Мне такие случаи тоже неизвестны, хотя японских CD было переслушано несколько сотен, в том числе и вслепую. А вот плохо звучащих японских дисков попадалось немало. Некоторые из них звучали на уровне болгарской пиратки, хотя на них были всякие мудреные надписи, типа, Blue-Spec CD.
Вспомним ещё «аргументы», говорящие якобы об исключительности японских CD. Один их них такой – японские диски настолько высококачественный продукт, что за него просят большие деньги. Если за американский или европейский диск надо будет заплатить, условно, 1500 рублей, то японский обойдется в полтора-два раза дороже. Над таким «аргументом» можно только посмеяться. Начнем с того, что в Японии очень высокий уровень жизни и цены там немаленькие. Уже в Японии за диск нередко приходится отдавать 2500-3000 йен, а это почти 2000 рублей. Плюс доставка, плюс маржа продавца, вот и набегает весьма кругленькая сумма. Японские диски такие недешевые потому, что очень часто имеют два буклета (дополнительные расходы на полиграфию), нередко вложены в картонную коробку (опять расходы на полиграфию), нередко встречаются всякие переводные картинки и прочие так любимые в Японии «фишки».
Ещё один аргумент «за» – бонус-треки. Действительно, японские издания очень часто содержат дополнительные песни, которых нет на американских и европейских изданиях. Тут надо разобраться – а это точно плюс? Лично мне в альбоме Deep Puple «Burn» или «Stormbringer» бонусы даром не нужны, потому что услышав их много лет назад, я навсегда запомнил их такими, какими услышал. А появление бонусов будет выглядеть как седло на корове или пятая нога у коня. Так что бонусы – это для любителей халявы и в некоторых случаях они однозначно являются минусами, а не плюсами.
И, наконец, главный аргумент в пользу японских CD – звучание. Тут тоже спорить не о чем. Никакого «особенного японского» звука нет в природе, это точно такая же химера, как снежный человек или Атлантида. И опровергается отсутствие «японского звука» довольно просто – за последние полвека десятки японских компаний выпустили тысячи аппаратов и комплектов акустики и что – все они звучали одинаково? Ну если не одинаково, то, может, хотя бы похоже друг на друга? Нет. Более того, многие из них кардинально отличались друг от друга, словно были выпущены даже не в разных странах, а в разных галактиках. За последние сорок лет десятки японских фирм выпустили тысячи компакт-дисков с разными исполнителями и что – в каждом из них было замечено какое-то особое, сходное звучание? Ответ очевиден.
Поэтому рассуждая о некоем японском «особом звучании», можно с таким же успехом рассуждать о некоем «особом» немецком автопроме, куда входят Porsche и Opel, BMW и Smart. Если нечего делать, то можно попытаться найти нечто такое «исконно германское, особое», что объединяет эти немецкие марки. А уж если совсем нечего делать, то можно порассуждать о некоем «особом» китайском автопроме, правда, здесь велик шанс необратимо повредиться умом.
Конечно, можно тешить себя иллюзиями и дальше, гоняться за «особо звучащими» японскими CD и приобретя оные, удовлетворенно переводить дух. Всерьёз веря, что тебе улыбнулась удача. Однако стоит помнить, что в этот же самый момент где-то будет сидеть и хохотать продавец этих самых CD, радуясь, что развёл очередного лоха. Ну а чего – зря что ли годами создавался сияющий и восхитительный образ «особо звучащих» японских CD, зря что ли японцы придумывали все эти мудрёные SHM-CD, 24-bit recording CD и прочие броские словеса, от которых некоторые категории граждан перевозбуждаются, как людоед из племени мумбо-юмбо при виде пустой консервной банки? И ведь многие счастливые обладатели «особо звучащих» японских CD иногда наотрез отказываются верить даже собственным ушам, когда вожделенные диски действительно звучат как пустая консервная банка. Вот до чего нередко доводит волшебная сила рекламы – не захочешь, а полюбишь химеру…
Разумеется, ничего плохого в увлеченности японскими CD нет. Как нет ничего плохого в увлеченности первопрессами, «золотыми» изданиями и тд. Главное, чтобы всё это не перерастало в фанатизм, когда ум заходит за разум и человек перестает адекватно оценивать реальность. Вызывая вполне понятный смех у окружающих и это в лучшем случае.