Найти тему
чопочитать

Что почитать у Марины Степновой

Оглавление

Марина Степнова – явление в современной литературе уникальное. Преподает в университете, выглядит стильно, а тексты – открыл и провалился. То ли в омут, то ли в вязь. И внутри все кружево-кружево. Каждая ее книга (а выходят они редко) – событие. В комментариях меня часто спрашивают: «с чего начать читать Степнову?». Поэтому вот вам подробный путеводитель по ее творчеству.

Обложка запаяна, потому что 18+. Но похабщины там нет, исключительно красота. Хотя в «Саде» есть пара матов. Но это не делает книгу хуже.
Обложка запаяна, потому что 18+. Но похабщины там нет, исключительно красота. Хотя в «Саде» есть пара матов. Но это не делает книгу хуже.

У Марины Степновой (не путать с Мариной Степановой, это совершенно разные современные российские писательницы!) книг немного. 4 романа и один сборник рассказов. Я читала все. Вышло бы больше – прочитала бы все равно все. Такого слога больше ни у кого нет. Такое ощущение, что она каждое предложение пишет по одному слову. Одно написала, а потом начинает к нему подбирать следующее, чтобы точно хорошо встало. Как фигурный пазл.

И интервью ее тоже читала. Невероятная женщина. Хотя когда про быт говорит – как будто бы и простая.

-2

Дебютный роман. В нем две сюжетные линии. Одна рассказывает про старца Хасана ибн Саббаха, который еще в одиннадцатом веке основал в Древней Персии секту убийц-ассасинов. Он наводил ужас на весь мир, его считают отцом современного мирового терроризма, но ему так и не удалось перестать быть человеком. Вторая линия про молодого очень талантливого хирурга Аркадия Хрипунова. Он решил стать не меньше, чем богом, в самом страшном, физическом смысле этого слова.

Слова «дебютный роман» здесь скорее как недостаток. Автор пробует большой текст. Пробует свои силы. Соединяет две линии. Набрасывает сюжеты, а также перечисления инструментов хирурга, которые многим кажутся здесь лишними. Прописывать героев так, что они станут объемными, Степнова научилась чуть позже.

-3

Безусловно лучший роман Степновой. То ли семейная сага, то ли просто тягучая и режущая история нескольких женщин-девушек-девочек, повстречавших гения. Лазаря Линдта. Он как большой ребенок. Сначала он хочет запретную игрушку, а потом и вовсе забывается. Просто берет то, что ему нужно. Он же гений. Значит ему можно. А вот женщины вокруг чувствуют совершенно разное. Невероятно пронзительная книга.

-4

Настолько блеклый роман, что я не помню даже сюжет. Поэтому скопирую его целиком из аннотации. Иван Огарёв с детства старался выстроить свою жизнь вопреки – родителям, привычному укладу пусть и столичной, но окраины, заданным обстоятельствам: школа – армия – работа. Трагический случай подталкивает к выбору профессии – он становится врачом. Только снова все как у многих: мединститут – частная клиника – преданная жена… Огарёв принимает условия игры взрослого человека, но судьба опять преподносит ему неожиданное – любовь к странной девушке, для которой главное – свобода от всего и вся, в том числе и от самой жизни…

Не лучшее произведение. Но, повторюсь, читать автора можно даже просто из-за языка. Ее книги – это что-то для тех, кто неровно дышит к словарю метафор. Если есть такой. Сами посудите:

Вскинутые локти, быстрые движения слепых пальцев, укладывающих на затылке узел, птичий наклон головы. Коса. Пробор. Завитки у низкого нежного лба и сзади, на шее. Быстрый невнятный вопрос сквозь смеющиеся, стиснутые в зубах шпильки. Прекраснее женщины, которая поправляет прическу, только женщина, в которую ты влюблен. Как жаль, что они все стригутся теперь, дурочки.

Какие образы сразу перед глазами, а?

-5

Самая свежая книга. Чехов в юбке и о феминизме. XIX век, у состоявшейся женщины, любящей книги и светское общество, внезапно случается беременность. Девочка рождается никому не нужной, несвоевременной и не очень здоровой. В итоге она оказывается нужна только доктору, которого позвали сделать уже хоть что-нибудь. Он ее и растил, подчинив себе весь остальной дом. Туся выросла дерзкой, строптивой, не терпящей несправедливости по отношению к себе, но жадной до знаний. И лошадей. Роман о том методе воспитания, который практикуют сейчас, но положенный на струны столетия назад.

Книга написана блестяще, но, как мне кажется, автор сама от нее устала. Она писала роман 10 лет. И он вышел несколько затянутым, пережженным. Про Тусю выйдет продолжение, где Степнова, я надеюсь, исправит все ошибки. И не через 10 лет, а пораньше.

-6

Сборник писался не за один год и даже не за два. В нем как самые ранние работы Степновой, так и уже вполне себе зрелые, выпущенные после первых романов. Каждый рассказ чувственный, яркий. В нем все те образы, за которые я люблю ее романы. Больше всего запал про журналистку из Казахстана, пришедшей работать на телевидение в Москву. Очень мощный. Причем послевкусие едва ли не сильнее самого процесса. Читать только по паре в неделю, быстрее не надо. Иначе захлебнуться можно.

Что читать и в каком порядке?

Начать можно с «Сада» или «Хирурга». В таком случае вы поймете сразу – если слог понравился, то огрехи сюжета можно пережить, с автором познакомиться, а затем уже переходить к лучшему произведению. Читать «Женщин Лазаря» и на закуску «Безбожный переулок» и сборник рассказов. А потом вместе со всеми ждать продолжение «Сада».

Если любите короткую форму, то лучше начать со сборника рассказов. С автором это познакомит на ура. После него уже можно выбирать что угодно. Но я бы советовала почитать что-то еще до «Женщин Лазаря», чтобы не съедать все самое вкусное сразу.

Кстати, автор публикуется в собственной серии в издательстве «РЕШ». Оформление красивое, хотя меня неправильные кавычки подбешивают. Впрочем, возможно, это сделано специально. Все названия выше – ссылки на книги в «Читай городе». Есть они и в других магазинах, но на момент написания текста в этом магазине было дешевле всего.

Читали Степнову? Что больше всего нравится из ее творчества?