Очень много мифов и легенд в головах моих читателей, судя по яростным спорам в комментариях, вызывает тема условий и уровня жизни русского крестьянства до революции.
Понятно, что зависит это и от семейных воспоминаний, но так же существенную роль, на мой взгляд, играют психологические установки.
Некоторые всерьез считают, что до прихода к власти большевиков все русское крестьянство постоянно голодало, ходило босое, в рубище и находилось в самом жалком состоянии.
Другие говорят, что крестьяне, наоборот, жили отлично и с приходом новой власти все утеряли.
Правы, честно говоря, и одни и вторые.
Поскольку положение крестьян разнилось в разное время и в разных регионах, и ошибочность таких заявлений только в том, что локальную ситуацию они распространяют на все русское крестьянство вообще, невзирая на время и место.
Сегодня я предлагаю вам ознакомиться с тем как жили русские крестьяне в сердце России - в Новгородской губернии. Материал мною взят в русском этнографическом журнале 1899 года, обработан и адаптирован специально под вас. Наблюдения и подробные описания условий жизни крестьян были сделаны неким студентом СПб университета М. Синозерским в 1898 году.
Итак, строительство у новгородских крестьян.
Использовали, естественно, тот лес, который преобладал в данной местности. В нашем случае - сосну и ель. Иногда использовали осину, но если не было иных вариантов подходящего леса, ибо осина пользовалась дурной славой - на ней по преданию повесился Иуда.
Строились самостоятельно - плотников не приглашали.
Сперва зимой рубили в лесу прямые деревья, очищали их от веток и везли к месту строительства. Или на подходящую поляну. Там из бревен ранней весной делали сруб. Такую модель будущего строения без окон и дверей. И без крыши тоже. Эту модель оставляли на полтора - два месяца сушиться. Все это будущий хозяин строения (а так строились все деревенские сооружения), делал сам.
Потом он обращался к деревенскому обществу с просьбой о помощи. Назначался день, когда все трудоспособные крестьяне ехали к срубу, разбирали его и перевозили в деревню. Там его собирали, строго следя, чтобы бревна ложились так же, как в изначальном срубе. Между бревнами, чтобы в помещении потом не дуло, прокладывали мох.
И далее строили уже всей деревней.
Если строили избу.
Раньше избу собирали прямо на земле. Но к моменту наблюдений сперва ставили фундамент - из камней или из врытых в землю столбов. Там были свои тонкости, которые я опускаю. Так же, по центру избы делали подпол - тоже из бревен, более тонких. Подпол напоминал сруб, только был под землей. Он был довольно большим, но меньше, чем внешний сруб. Там хранили картофель и другие овощи.
Пол устанавливали на выложенные параллельно несколько больших бревен. На них раньше этот пол выкладывали из длинных тесаных бревен, но в описываемое время уже использовали небольшие бревна, распиленные вдоль пополам.
Потом ставили вдоль стены снаружи наклонные бревна (один конец упирался в землю, другой в возведенную стену), и по ним наверх веревками закатывали бревна для потолка.
На каком - то этапе туда затягивали завернутый в шубу хлеб. Потом веревку обрезали и смотрели, как упал хлеб - верхней коркой вверх или вниз. Если вверх - в избе будут рождаться в основном мальчики, если вниз - девочки. На этом этапе пили пиво, вино, ели пироги, и после этого накатывали потолок.
Потолок делали из круглого, неотесанного леса.
Одновременно строили сени. Они могли примыкать только к строящейся избе, или соединять две избы как бы крытым переходом. Они тоже делались на столбах, вровень с полом избы, но потолка там не было - сразу крыша. Под полом сеней была кладовая, где хранили орудия труда, или могли держать мелкий скот. Сени по ширине были как изба. В них делалось много дверей: в избу, на крыльцо, во двор, в клеть (кладовую).
Последней, естественно, делали крышу. Она была сложносоставной: и бревна, и доски, и желоба. Все разной длины, разных видов. Саму крышу стелили драницей, хотя иногда и тесом - в чем разница, и что это вообще такое я не знаю. Все это тщательно подгонялось и еще сверху прижималось специальными бревнами.
То есть в избе имелся еще сухой чердак как дополнительное помещение. В него вела лестница из сеней.
Ставили крыльцо перед входной дверью, которая вела в сени. Это такая лестница со столбами и под навесом.
После этого приступали к внутренней отделке. До этих пор окон у избы еще не было. Здесь их вырезали. Окна были большие, их делали 3 - 4, и они тоже были сложными. В отверстие ставились "подушки", "косяки", и только потом в них вставлялись рамы. По специальным желобкам половина рамы поднималась вверх. Как в английских домах, насколько я поняла.
Еще в районе кухни делалось маленькое окно, просто в виде прорезной дыры в стене, которое закрывалось доской с ручкой, доска выдвигалась тоже по специальным желобкам. Это окно проветривало избу во время готовки или когда избу топили по черному, и еще давало свет стряпухе.
Вместе с окнами оформляли двери. Делали пороги, косяки для них, подвешивали сами двери на железных петлях, которые вставляли во вбитые в проемы железные крюки.
Стены обтесывали топором, но это было новшество, еще в 70-е годы их оставляли неотесанными.
После этого делали печь.
Печь была на кирпичном фундаменте, но саму ее били из глины. Место под печь выбирали еще на уровне закладывания фундамента - под ней забивали много столбов и укрепляли фундамент, чтобы под тяжестью печи пол не просел.
Печь всегда устанавливалась слева от входа в избу. Она тоже была сложной по производству, детали которого я опускаю, только обратила внимание, что делались специальное место для сушки одежды, и специальная дверка для кошки и кур.
Так же между печью и стеной делали полати, на которых спали. Вдоль стен ставили широкие лавки, на стенах делали "шкапики", по сути - просто полки для хранения. У печи - специально для посуды. Так же у печи строили "прилавок" - ларь для хранения продуктов. Делали большой простой стол.
В правом переднем углу прибивали треугольную полку, на которую потом ставили иконы.
Ну и все!
Под ключ!)
С мебелью)
После этого оставалось только вещи, иконы и запасы продуктов занести.
Курные избы имели более высокие потолки чем белые.
Стены украшали лубочными картинками. По центру на балку потолка вешали люльку.
В избе несмотря на окна, всегда был полумрак, а еще было очень грязно, потому что зимой в ней держали телят и кур, а мыли ее всего 2 раза в год - перед Рождеством и перед Пасхой. Причем, грязи иной раз было столько, что ее с пола лопатами соскабливали. Освещались лучинами - лампы стали появляться, но в описываемый период были редки. Керосиновые, естественно...
Так же двор крестьянина включал следующие постройки:
клеть (кладовая),
хлев (иногда два), с помещением для хранения сена, которое называлось сараем.
амбар (там хранили запасы муки и зерна),
гумно (там молотят и лежат кучи обмолоченного неубранного хлеба) и рига (там сушатся снопы хлеба для молочения)
овин (там, как я поняла, под полом есть печь, и в помещении сушится зерно),
пелевня (постройка для хранения соломы)
баня (или, как ее здесь называли "байня"), тоже с печью.
Вот такое оно - натуральное хозяйство. Каждое строение было максимально продумано и оптимизировано и строилось по традиционной, довольно сложной технологии.
Все эти технологии деревня создавала и накапливала сотнями, если не тысячами лет. И крестьяне жили очень сложной жизнью, и владели специфическими знаниями, которые помогали им поколениями выживать практически на натуральном хозяйстве, естественно, общинами.
И все это, весь этот грандиозный пласт культуры ныне разрушен полностью.
Я вот иногда смотрю китайский очень красивый сериал про девушку, которая живет с бабушкой в горах и использует исключительно традиционные технологии во всем - от приготовления бумаги и ткани, до приготовления мебели и пищи. И так это все красиво снято... Почему бы у нас не показывать так же красиво все эти веками наработанные сложные технологии выживания на наших прекрасных просторах? А, боюсь, и показать нечего. Мы даже не знаем, что все это было. Забыли намертво.