Найти тему

Компании-зомби: почему их становится больше?

Грозит ли малому бизнесу зомби-апокалипсис? Согласно исследованию кредитного рейтингового агентства НКР, количество компаний-зомби в России увеличилось почти в 3 раза за 5 лет. Как становятся зомби в малом бизнесе, к чему это может привести и при чем здесь государственные меры поддержки предпринимателей – давайте разбираться.

Компаниями-зомби называют убыточные, неэффективные фирмы, которые находятся на грани банкротства, выпускают не пользующиеся спросом товары, но которые по разным причинам нельзя закрыть и поэтому в таком полуживом состоянии они могут существовать долгое время.

Зомби не обязательно относятся к малому бизнесу. В нашей стране в таком «статусе» существуют многие градообразующие предприятия, которые властям проще поддерживать на плаву, чем решать многочисленные социальные проблемы в случае их закрытия. Зомби в значительном количестве существуют в структурах больших государственных и частных корпораций, когда они обеспечивают некий производственный процесс, важный для всего бизнеса холдинга, но самостоятельно не приносят прибыли.

По расчетам Высшей школы экономики, в российской промышленности на середину 2021 года было около 15% компаний-зомби. В целом же в экономике России, по данным исследования НКР, на конец 2020 года в зомби превратились 8% организаций.

Почти две трети (64%) от всего количества зомби – малый бизнес. Торговля — отрасль, в которой насчитывается наибольшее количество компаний-зомби. Рост их числа в этом секторе существенно усилился в 2020 году (увеличение более чем в 4 раза) на фоне негативного влияния пандемии коронавируса.

В небольшом частном бизнесе, где неэффективные компании умирают чаще, чем звенья крупного холдинга или госкорпорации, питательной средой для продолжения существования убыточного бизнеса становится господдержка. Неудивительно, что активное размножение зомби-бизнеса пришлось именно на время распространения коронавирусной инфекции, последующего введения карантина и самоизоляции, когда государство начало активно внедрять различные виды поддержки МСП – от льготных кредитов до безвозвратных субсидий.

Исследования, охватывающие последние пару месяцев, когда экономика России снова погрузилась в кризисное состояние, а государство опять начало реализацию различных мер поддержки бизнеса, еще не проводились, но у экспертов, исследующих феномен компаний-зомби, есть предположения и опасения, что их количество может значительно увеличиться. Часто получается так, что полученные в виде субсидий и других льгот деньги от государства расходуются неэффективно и служат не для разрешения возникших проблем, а для консервирования положения простого выживания, чтобы в следующий раз снова получить льготные кредиты и другую помощь. Задача владельцев зомби-бизнеса – ни в коем случае не выходить за пределы критериев, по которым можно рассчитывать на государственные меры поддержки.

-2

Среди экономистов до сих пор нет единого мнения, так ли однозначен вред для экономики от существования компаний-зомби. С одной стороны, компании-зомби, еле сводя концы с концами, не имеют возможности вкладывать средства в модернизацию производства, улучшение качества и расширение ассортимента предлагаемой продукции. Банки, кредитуя такие компании, и государство, раздавая субсидии, по сути «замораживают» денежные ресурсы в неэффективных предприятиях вместо того, чтобы направить средства конкурентоспособным предприятиям и стимулировать развитие. Получается, что фактически наличие таких компаний тормозит развитие экономики страны в целом.

С другой стороны, попытка избавиться от таких компаний путем банкротства и ликвидации неминуемо приведет к росту количества безработных, снижению поступления налогов, увеличению расходов бюджета. Особенно острой эта проблема может стать, если компания-зомби является градообразующим предприятием в моногороде. Кроме того, следует учитывать, что такое предприятие может быть системно значимым для экономики и выпускать стратегически важную продукцию.