Грозит ли малому бизнесу зомби-апокалипсис? Согласно исследованию кредитного рейтингового агентства НКР, количество компаний-зомби в России увеличилось почти в 3 раза за 5 лет. Как становятся зомби в малом бизнесе, к чему это может привести и при чем здесь государственные меры поддержки предпринимателей – давайте разбираться.
Компаниями-зомби называют убыточные, неэффективные фирмы, которые находятся на грани банкротства, выпускают не пользующиеся спросом товары, но которые по разным причинам нельзя закрыть и поэтому в таком полуживом состоянии они могут существовать долгое время.
Зомби не обязательно относятся к малому бизнесу. В нашей стране в таком «статусе» существуют многие градообразующие предприятия, которые властям проще поддерживать на плаву, чем решать многочисленные социальные проблемы в случае их закрытия. Зомби в значительном количестве существуют в структурах больших государственных и частных корпораций, когда они обеспечивают некий производственный процесс, важный для всего бизнеса холдинга, но самостоятельно не приносят прибыли.
По расчетам Высшей школы экономики, в российской промышленности на середину 2021 года было около 15% компаний-зомби. В целом же в экономике России, по данным исследования НКР, на конец 2020 года в зомби превратились 8% организаций.
Почти две трети (64%) от всего количества зомби – малый бизнес. Торговля — отрасль, в которой насчитывается наибольшее количество компаний-зомби. Рост их числа в этом секторе существенно усилился в 2020 году (увеличение более чем в 4 раза) на фоне негативного влияния пандемии коронавируса.
В небольшом частном бизнесе, где неэффективные компании умирают чаще, чем звенья крупного холдинга или госкорпорации, питательной средой для продолжения существования убыточного бизнеса становится господдержка. Неудивительно, что активное размножение зомби-бизнеса пришлось именно на время распространения коронавирусной инфекции, последующего введения карантина и самоизоляции, когда государство начало активно внедрять различные виды поддержки МСП – от льготных кредитов до безвозвратных субсидий.
Исследования, охватывающие последние пару месяцев, когда экономика России снова погрузилась в кризисное состояние, а государство опять начало реализацию различных мер поддержки бизнеса, еще не проводились, но у экспертов, исследующих феномен компаний-зомби, есть предположения и опасения, что их количество может значительно увеличиться. Часто получается так, что полученные в виде субсидий и других льгот деньги от государства расходуются неэффективно и служат не для разрешения возникших проблем, а для консервирования положения простого выживания, чтобы в следующий раз снова получить льготные кредиты и другую помощь. Задача владельцев зомби-бизнеса – ни в коем случае не выходить за пределы критериев, по которым можно рассчитывать на государственные меры поддержки.
Среди экономистов до сих пор нет единого мнения, так ли однозначен вред для экономики от существования компаний-зомби. С одной стороны, компании-зомби, еле сводя концы с концами, не имеют возможности вкладывать средства в модернизацию производства, улучшение качества и расширение ассортимента предлагаемой продукции. Банки, кредитуя такие компании, и государство, раздавая субсидии, по сути «замораживают» денежные ресурсы в неэффективных предприятиях вместо того, чтобы направить средства конкурентоспособным предприятиям и стимулировать развитие. Получается, что фактически наличие таких компаний тормозит развитие экономики страны в целом.
С другой стороны, попытка избавиться от таких компаний путем банкротства и ликвидации неминуемо приведет к росту количества безработных, снижению поступления налогов, увеличению расходов бюджета. Особенно острой эта проблема может стать, если компания-зомби является градообразующим предприятием в моногороде. Кроме того, следует учитывать, что такое предприятие может быть системно значимым для экономики и выпускать стратегически важную продукцию.