– Нас познакомила Сталинградская битва, – считает Клавдия Ильинична Дорофеева.
Даже сейчас, когда с момента их встречи прошло почти 70 лет, она не может скрыть волнения, вспоминая первые мгновения знакомства с будущим мужем – ее родным Семеном Тихоновичем.
Боевой офицер, прошедший все тяготы Сталинградского сражения, и молодая машинистка из столичного эвакогоспиталя. Им суждено было встретиться на концерте в Центральном доме Красной Армии.
– Была зима. Подруга пригласила меня отдохнуть после работы, – вспоминает Клавдия Ильинична.
Сейчас она уже не вспомнит, что за артисты выступали на сцене. Самое главное произошло, когда уже закрылся занавес – в гардеробе.
– Надо было брать пальто, но у гардеробной стойки, как всегда после концерта выстроилась очередь… И тут ко мне подбегает молодой лейтенант и говорит: «Разрешите, я вам помогу!» Я дала ему номерок… – заново переживает этот волнующий момент Клавдия Ильинична.
С ее пальто в руках вернулся уже не лейтенант, а статный красавец майор – это и был Семен Тихонович, а лейтенант оказался его адъютантом.
…Такого галантного кавалера у Клавдии еще не было. Офицер шутил, рассказывал про войну. Быть может, он упомянул и про бой 16 сентября 1942 года на окраине Сталинграда. Тогда гвардейская минометная часть под командованием Дорофеева «уничтожила до батальона немецкой пехоты, сожгла 13 танков, 22 автомашины и подавила огонь нескольких артиллерийских и минометных батарей противника. С целью поддержки обескровленных дивизий немцы подбрасывают новые резервы, с которыми наши части ведут ожесточенный бой». Так об этом героическом эпизоде боевой биографии Семена Тихоновича было сказано в официальной сводке Советского Информбюро, напечатанной в газете Красная Звезда. В подборку попадала информация о самых ярких событиях на фронтах. А значит подвиг бойцов под командованием Дорофеева 16 сентября 1942 года был действительно заслуживающим внимания и уважения всей страны.
Во время Сталинградской битвы Семен Тихонович Дорофеев был командиром 80-го гвардейского минометного полка 62-й, а в период контрнаступления –51-й армии. В его боевом подразделении были те самый грозные «Катюши», наводившие ужас на врага. В боях за Сталинград Дорофеев был награжден орденом «Красного Знамени». А всего за свой боевой путь Семен Тихонович Дорофеев был удостоен 5 орденов «Красного знамени», 2 орденов «Красной Звезды», а также получил 4 медали: «За обороны Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина» и «За боевые заслуги». Награды, а также личные вещи Семена Тихоновича Дорофеева выставлены сегодня в экспозиции 4-го зала музея-панорамы «Сталинградская битва», посвященного уличным боям в Сталинграде.
…Но все это – уже день сегодняшний. А тогда, зимой 1943-го, произведя впечатление на даму в гардеробной ЦДКА, бравый офицер предложил проводить ее до дома. А поскольку Дорофеева жила на другом конце Москвы, то как нельзя кстати пришлась машина.
Вряд ли для молодой москвички это было любовью с первого взгляда. Вероятно, не рассчитывая на продолжение знакомства, Клавдия попросила высадить ее за пару кварталов до дома, чтоб кавалер не смог найти, где она живет. Наутро девушка, как обычно пошла, на работу, и думать забыв о вчерашнем знакомстве. Разве что только поделилась с подружками…
Но вот майору, похоже, симпатичная москвичка запала в душу.
– Он называл меня леди Гамильтон, – улыбается Клавдия Ильинична.
Фильм о прекрасной и трагической любви адмирала Нельсона и юной красавицы Эммы с Лоуренсом Оливье и Вивьен Ли в главных ролях вышел в Америке в 1941 году. Лента собрала несколько Оскаров и была необычайно популярна как у союзников, так и в СССР. Видимо, с голливудской звездой Вивьен Ли и сравнивал свою будущую супругу Семен Дорофеев. Но находил ее краше заокеанской актрисы.
– Сначала он позвонил мне на работу, а потом они с адъютантом стали обходить все соседние дома, чтобы выяснить, где я живу, – рассказывает Клавдия Ильинична. – Однажды я взглянула в окно, а военные прямо в наш дом идут…
Так Дорофееву и удалось разыскать свою леди Гамильтон. Он вообще не привык пасовать перед трудностями, где бы то ни было: на фронте, в любви или в драке…
…Недаром в паровозном депо станции Сталинград-I, где Семен Дорофеев начинал свою трудовую биографию в должности помощника машиниста, его называли «Сенька Бычок». Будущий офицер в юности увлекался вольной борьбой, и равных ему соперников в спорте находилось немного. Сенька в схватке был уперт как молодой бычок и сражался до последнего, рано или поздно укладывая соперника на лопатки.
Еще до службы армии Семен Дорофеев стал машинистом паровоза, а, попав в ряды вооруженных сил, сначала командовал взводом управления бронепоезда, затем артиллерийской батареей, служил помощником командира дивизиона, заместителем командира артиллерийского полка…
Великая Отечественная война снова забросила Дорофеева в Сталинград.
– После переправы с левого берега Волги полк Дорофеева располагался в центре города в районе современного проспекта Ленина, – вспоминает рассказы супруга о Сталинградском сражении Клавдия Ильинична. – Затем его перебрасывали и к Тракторному заводу, и к «Баррикадам», и к Мамаеву кургану…
Однажды, когда противник уже овладел территорией в районе бывшего Качинского училища, полку Дорофеева поставили задачу уничтожить прорвавшегося врага. Один из дивизионов занял позиции у Привокзальной площади около здания нынешнего Мемориально-исторического музея. Но в момент залпа просочившиеся на территорию вокзала гитлеровцы подожгли три «Катюши». Было убито несколько человек, и вывезти покалеченные машины с поля боя не удалось. Но оставлять даже разбитые «Катюши» врагу было нельзя. Под покровом ночи группа смельчаков пробралась к машинам, соединила их тросом и увезла у немцев из-под носа в расположение своего полка. Утром их уже доставили на левый берег для замены на реактивные минометы.
Именно для получения новой техники и усиления своего боевого подразделения и был вызван в Москву после окончания Сталинградской битвы майор Дорофеев.
Пробыв в столице пару месяцев, Семен Тихонович получил звание подполковника и отправился воевать на Курскую дугу, но не забывал писать своей возлюбленной.
– Он звал меня к себе. Писал, что я могла бы устроиться на работу в штабе, поскольку умела печатать на машинке, – вспоминает Клавдия Ильинична. – Я была комсомолка и, конечно, давно мечтала попасть на фронт. А тут вдруг появилась такая возможность!
Всеми правдами и неправдами Клавдия Ильинична договорилась, чтобы ее отпустили с работы, и отправилась на войну.
– Семен Тихонович написал, что к ним в полк будет идти штабная машина из Москвы, – рассказывает Клавдия Ильинична. – Но, отъехав от города всего километров 40, мы попали в аварию. Автомобиль свалился в ров, еще одна моя попутчица погибла, а я чудом осталась жива, хотя и получила серьезную травму головы.
Первая неудача не остановила отважную женщину. Дальше она добиралась нелегально на попутных солдатских машинах, говоря, что едет к больной матери.
…В Белорусском городке Речице они официально зарегистрировали брак. В загс невеста поехала в гимнастерке, а после надела черное платье и красивый белый платок – других нарядов тогда у Клавдии не было.
Вместе с любимым мужем Клавдия Ильинична прошла всю войну.
– Страшнее всего было переправляться через Днепр, – рассказывает она. – Мы с Семеном Тихоновичем в резиновой лодочке, а сверху падают бомбы… Думала, конец нам пришел.
Но беда подстерегала у самого Берлина. 24 апреля 1945 года Семен Дорофеев был тяжело ранен – осколки вражеского снаряда буквально изрешетили его тело. Несколько долгих месяцев ему пришлось проваляться в госпиталях. После выписки Семен Тихонович служил в Сталинградском гарнизоне, но состояние здоровья все же заставило уйти в отставку. Командир полка «катюш» работал в различных организациях, а в 1961 году был приглашен в группу консультантов для оказания помощи при строительстве мемориального ансамбля на Мамаевом кургане.
Семен Тихонович Дорофеев ушел из жизни в 1964 году. Ему было всего 55 лет. До последней минуты рядом с ним была его леди Гамильтон – любимая жена Клавдия Ильинична. Та, с которой его познакомила Сталинградская битва.
Елена Бобылева.