Найти в Дзене

«Спенсер: Тайна принцессы Дианы»: как верность традициям может довести до безумия

На дороге — сбитый фазан в поблекшем оперенье. Кортеж из военных машин едет к загородному замку королевской семьи в графстве Норфолк. Это военная спецоперация? Нет, всего лишь доставка продуктов к королевскому столу. В ящиках, которые несут солдаты, ожидаешь увидеть вооружение, но там — свежайшие лобстеры, экзотические фрукты, натуральное масло.

В роли Дианы - Кристен Стюарт. Есть внешнее сходство, как вам кажется? Кадр из фильма.
В роли Дианы - Кристен Стюарт. Есть внешнее сходство, как вам кажется? Кадр из фильма.

Таким же строевым шагом на смену армейцам идет команда поваров. В замке все происходит четко, по регламенту, причем этот распорядок соблюдается не годами — веками. И сразу же мы видим Диану, потерявшуюся в пространстве, с немым испугом: «Где я сейчас?», описывающим не только ее непонятное местонахождение, но и психологическое состояние. Оно - в полной дезориентации в пространстве собственной жизни.

На контрасте нелепой приверженности традициям и живого человеческого начала построен фильм «Спенсер» (2021) чилийского режиссера Пабло Ларраина.

На одной чаше весов — размеренная, подчиненная ритуалам и наполненная церемониями жизнь во дворце. На другой — принцесса Диана, которую постоянно выносит за рамки ее повышенная чувствительность, ранимость, сентиментальность.

Вместо того, чтобы спешить к назначенному часу на сэндвичи, она устраивает пробежку на каблуках и в неудобной узкой юбке по пашне к пугалу, на котором видит старую куртку своего отца.

Рядом с замком королевской семьи — заброшенное поместье Спенсеров, где прошло ее детство, и Диану как магнит тянет старый дом, где она выросла.

Диана (Кристен Стюарт) постоянно взвинчена, в депрессивном состоянии и в слезах. У нее признаки булимии — видимо, по этой причине она не желает взвешиваться перед ужином и активно протестует против забавной королевской традиции: кто набрал килограммы за рождественские каникулы — тот достойно провел праздники.

Дети -  единственные в семье, с кем близка Диана. Кадр из фильма.
Дети - единственные в семье, с кем близка Диана. Кадр из фильма.

Повара, собственно, ради этого и стараются (кухне и застольям уделено немало экранного времени). Диана же не может проглотить и ложки супа из брокколи в цвет ее вечернего платья. А потом мчится ночью на опустевшую кухню, чтобы в одиночестве жадно запихнуть в себя несколько пирожных.

Принцесса рассекает себе руку кусачками — причиняет физическую боль, чтобы заглушить душевные муки, прячется от всех и вообще временами ведет себя как психопатка.

Это совсем не та благотворительница, которая еще при жизни стала символом Великобритании и любимицей миллионов людей по всему миру. Не та Диана, которую называли «королевой людских сердец».

Это узница семьи Виндзоров, которая передвигается по замку под конвоем камеристок и для которой корона принцессы оказалась слишком тяжелой ношей. Сама необходимость нести тяжесть короны и титула, выполнять работу мамы наследника престола, сводит ее с ума. Саундтрек точно передает тревожное состояние Дианы.

Бусы из жемчуга, подаренные мужем, мешают ей дышать. Кадр из фильма.
Бусы из жемчуга, подаренные мужем, мешают ей дышать. Кадр из фильма.

Ключевое слово фильма — холодно. В замке холодно физически (тоже дань традиции — вместо отопления детям и всем, кто мерзнет, выдают лишние одеяла). Холод и в отношениях с семьей — принц Чарльз подчеркнуто отстранен и язвителен, Елизавета вообще выглядит надменной «снежной королевой» в окружении стайки корги, окидывающей невестку леденящим взглядом.

Королевская семья показана нам через восприятие сосредоточенной на своих обидах и переживаниях Дианы. Она знает, что у Чарльза роман с Камиллой Паркер-Боулз. Члены королевской семьи являются фоном — они есть, но в действии почти не участвуют. А Диана никого, кроме своих детей, замечать не способна.

Впрочем, нет, она видит то, чего не видят другие — ей является призрак Анны Болейн из 16 века. Спенсеры — ветвь от рода Болейн. Анна тоже знала, что у ее мужа Генриха, короля Англии, есть любовница, но именно Анну Генрих обвинил в измене и обезглавил.

И после этого чрезвычайно интересно слушать ревнивые упреки принца Чарльза, намекающего, что Диана нарушила традицию и приехала на сэндвичи позже самой королевы (что недопустимо), потому что ее «кто-то задержал». И когда мы следом за Дианой смотрим на обезглавленный манекен в ее комнате, то ее слова о том, что во дворце настоящее сливается с прошлым, а будущего нет, звучат пророчески.

Антипод Дианы — лорд констебль майор Грегори (Тимоти Сполл), блюститель традиций. Настоящий солдат, верный короне, убежден – что дисциплина превыше всего. Но вопрос: он поставлен здесь для охраны семьи от папарацци или все же для слежки за непредсказуемой Дианой?

Диана в старой куртке отца, словно птица, рвется на свободу. Кадр из фильма.
Диана в старой куртке отца, словно птица, рвется на свободу. Кадр из фильма.

Три рождественских дня в королевском поместье в Норфолке заканчиваются сценой охоты на фазанов, на которой принц Чарльз впервые дает ружье старшему сыну. Диана, мелькавшая перед этим в различных нарядах, сама как фазан в пестром оперенье. И чувствует себя как птица в клетке.

Фильм завершается вроде бы на оптимистичной ноте — это 1991 год и впереди у принцессы Дианы развод, и почти шесть лет насыщенной общественной жизни и участия в благотворительности. Но мы знаем о трагическом финале, поэтому послевкусие фильм оставляет горькое.

Кадры из фильма с сайта Кино-театр.ру.

Смотрели? И как вам? Любите биографические фильмы?

#спенсер #принцесса Диана #кино круглый год