На дороге — сбитый фазан в поблекшем оперенье. Кортеж из военных машин едет к загородному замку королевской семьи в графстве Норфолк. Это военная спецоперация? Нет, всего лишь доставка продуктов к королевскому столу. В ящиках, которые несут солдаты, ожидаешь увидеть вооружение, но там — свежайшие лобстеры, экзотические фрукты, натуральное масло.
Таким же строевым шагом на смену армейцам идет команда поваров. В замке все происходит четко, по регламенту, причем этот распорядок соблюдается не годами — веками. И сразу же мы видим Диану, потерявшуюся в пространстве, с немым испугом: «Где я сейчас?», описывающим не только ее непонятное местонахождение, но и психологическое состояние. Оно - в полной дезориентации в пространстве собственной жизни.
На контрасте нелепой приверженности традициям и живого человеческого начала построен фильм «Спенсер» (2021) чилийского режиссера Пабло Ларраина.
На одной чаше весов — размеренная, подчиненная ритуалам и наполненная церемониями жизнь во дворце. На другой — принцесса Диана, которую постоянно выносит за рамки ее повышенная чувствительность, ранимость, сентиментальность.
Вместо того, чтобы спешить к назначенному часу на сэндвичи, она устраивает пробежку на каблуках и в неудобной узкой юбке по пашне к пугалу, на котором видит старую куртку своего отца.
Рядом с замком королевской семьи — заброшенное поместье Спенсеров, где прошло ее детство, и Диану как магнит тянет старый дом, где она выросла.
Диана (Кристен Стюарт) постоянно взвинчена, в депрессивном состоянии и в слезах. У нее признаки булимии — видимо, по этой причине она не желает взвешиваться перед ужином и активно протестует против забавной королевской традиции: кто набрал килограммы за рождественские каникулы — тот достойно провел праздники.
Повара, собственно, ради этого и стараются (кухне и застольям уделено немало экранного времени). Диана же не может проглотить и ложки супа из брокколи в цвет ее вечернего платья. А потом мчится ночью на опустевшую кухню, чтобы в одиночестве жадно запихнуть в себя несколько пирожных.
Принцесса рассекает себе руку кусачками — причиняет физическую боль, чтобы заглушить душевные муки, прячется от всех и вообще временами ведет себя как психопатка.
Это совсем не та благотворительница, которая еще при жизни стала символом Великобритании и любимицей миллионов людей по всему миру. Не та Диана, которую называли «королевой людских сердец».
Это узница семьи Виндзоров, которая передвигается по замку под конвоем камеристок и для которой корона принцессы оказалась слишком тяжелой ношей. Сама необходимость нести тяжесть короны и титула, выполнять работу мамы наследника престола, сводит ее с ума. Саундтрек точно передает тревожное состояние Дианы.
Ключевое слово фильма — холодно. В замке холодно физически (тоже дань традиции — вместо отопления детям и всем, кто мерзнет, выдают лишние одеяла). Холод и в отношениях с семьей — принц Чарльз подчеркнуто отстранен и язвителен, Елизавета вообще выглядит надменной «снежной королевой» в окружении стайки корги, окидывающей невестку леденящим взглядом.
Королевская семья показана нам через восприятие сосредоточенной на своих обидах и переживаниях Дианы. Она знает, что у Чарльза роман с Камиллой Паркер-Боулз. Члены королевской семьи являются фоном — они есть, но в действии почти не участвуют. А Диана никого, кроме своих детей, замечать не способна.
Впрочем, нет, она видит то, чего не видят другие — ей является призрак Анны Болейн из 16 века. Спенсеры — ветвь от рода Болейн. Анна тоже знала, что у ее мужа Генриха, короля Англии, есть любовница, но именно Анну Генрих обвинил в измене и обезглавил.
И после этого чрезвычайно интересно слушать ревнивые упреки принца Чарльза, намекающего, что Диана нарушила традицию и приехала на сэндвичи позже самой королевы (что недопустимо), потому что ее «кто-то задержал». И когда мы следом за Дианой смотрим на обезглавленный манекен в ее комнате, то ее слова о том, что во дворце настоящее сливается с прошлым, а будущего нет, звучат пророчески.
Антипод Дианы — лорд констебль майор Грегори (Тимоти Сполл), блюститель традиций. Настоящий солдат, верный короне, убежден – что дисциплина превыше всего. Но вопрос: он поставлен здесь для охраны семьи от папарацци или все же для слежки за непредсказуемой Дианой?
Три рождественских дня в королевском поместье в Норфолке заканчиваются сценой охоты на фазанов, на которой принц Чарльз впервые дает ружье старшему сыну. Диана, мелькавшая перед этим в различных нарядах, сама как фазан в пестром оперенье. И чувствует себя как птица в клетке.
Фильм завершается вроде бы на оптимистичной ноте — это 1991 год и впереди у принцессы Дианы развод, и почти шесть лет насыщенной общественной жизни и участия в благотворительности. Но мы знаем о трагическом финале, поэтому послевкусие фильм оставляет горькое.
Кадры из фильма с сайта Кино-театр.ру.
Смотрели? И как вам? Любите биографические фильмы?
#спенсер #принцесса Диана #кино круглый год