Найти тему

Темный лес

Оглавление

Столкновение с цивилизацией Трисоляриса, описанное Лю Цысинем в его романе "Задача трех тел", заставило человечество задуматься над более нерешаемой задачей - одолеть всеведущего противника, не дающего развивать технологии. Поначалу задача кажется нерешаемой как читателю, там и персонажам романа, но автор вносит уточняющие условия, после которых все завертелось.

Если первый роман трилогии читается почти как детектив, где мы вместе с героем Ван Мяо пытаемся разобраться в происходящем: тайном обществе, странной и увлекательной игре, причинах самоубийства ученых и так далее, то второй роман "Темный лес" дает нам возможность поучаствовать в такой бессмысленной, но жизненно необходимой борьбе и даже награждает надеждой в самом финале истории.

Ну а теперь обо всем подробнее ниже.

Аннотация:

Трисолярианский кризис продолжается. У землян есть 400 лет, чтобы предотвратить инопланетное вторжение. Но угроза полного уничтожения, вопреки ожиданиям, не объединяет человечество. Сверхдержавы отстаивают свои интересы, космические флоты, становясь независимой политической силой, вовсе теряют связь с Землей. Тотальный контроль над научно-техническими разработками со стороны чужой цивилизации, во много раз превосходящей нашу в развитии, не оставляет людям шанса на победу. Исход войны решат проекты "Отвернувшихся" — лучших мыслителей планеты.

Дисклеймер:

Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!

Эволюция трисоляриан прошла по такому пути, что у них не возникло речи, а все общение происходило телепатически. Из-за этого они получились простыми в плане общения: трисоляриане всегда говорили правду. Люди с их умением врать, говорить полуправду, не говорить всей правды кажутся трисолярианам сложными для понимания, потому-то так необходима помощь общества "Земля-Трисолярис". И именно на этом нюансе земляне решили построить стратегию обороны планеты, создав проект "Отвернувшиеся".

Суть проекта: четверо выбранных для этой цели людей, которые должны разработать план спасения человечества, при этом никому его не озвучить (чтобы злобные софоны не подслушали). На роль отвернувшихся были выбраны бывший министр обороны США Фредерик Тайлер, президент Венесуэлы социалист Мануэль Рей Диас, британский нейрофизиолог Билл Хайнс и никому не известный китайский астроном и социолог Ло Цзи (которому, впрочем, кое-чего успела на ушко нашептать небезызвестная читателю Е Вэньцзе). Отвернувшимся для достижения цели предоставлены все средства, которыми только обладает человечество.

Конечно, большая часть предложенных решений оказалась бесполезной против трисоляриан, а порой даже вредной для самой Земли. Некоторые из них были вполне ожидаемы: стратегия боя от министра обороны, огромная бомба от президента Венесуэлы, продвинуть человеческий мозг в развитии от нейрофизиолога. Каждая из этих задумок оказалась разгадана Разрушителем из числа приверженцев общества "Земля-Трисолярис", но развитие каждой из этих линий было интересно само по себе, а главное, повлияло на общий сюжет и ничто не прошло даром. Имхо, последнее особенно хорошо - люблю, когда происходящее влияет на сюжет, особенно когда на нескольких уровнях.

Самая серьезная угроза выживанию человечества исходит от него самого.
-2

Конечно, главный герой в этой истории Ло Дзи, которого общество "Земля-Трисолярис" вознамерилось убить еще до избрания того Отвернувшимся. Автор подробно расписывает этого персонажа: его мысли, увлечения, отношение к жизни.

Поначалу Ло Дзи обычный парень, прожигающий свою жизнь. Он не достиг особых высот на поприще науки, не обзавелся женой, предпочитая временных партнерш, с которыми можно легко и непринужденно расстаться. Когда его назначили четвертым Отвернувшимся, он сразу же отказался от почетной должности, но было слишком поздно - его уже посчитали. И Ло Дзи пустился во все тяжкие, ведь жить красиво никто не запрещал: домишко мечты, девушка мечты...

Воображение не бывает « чересчур». Особенно если речь идет о любви.

Вообще, история о том, как Ло Дзи пытался написать рассказ и влюбился в героиню, один из самых любимых моментов романа, а еще хорошо характеризует героя. Мечтатель-эскапист, совершенно не понимающий, почему на роль Отвернувшегося выбрали именно его. И несмотря на нашептанное Е Вэньдзе в прологе, начинаешь сомневаться, а сможет ли Ло Дзи спасти Землю? Или в итоге прилетят трисорялианцы и всех переубивают?

На фоне ошибок других Отвернувшихся и торжества Разрушителей порой становится особенно тревожно за судьбу Земли. А Лю Цысинь явно из тех авторов, которые любят нагнетать обстановку, и у него это хорошо получается.

Вообще-то конец света - отличная эпоха. Сказал бы даже, самая лучшая. Единственное время в истории, когда люди могут забыть дела и тревоги и не принадлежать никому, кроме себя.
-3

По большей части обстановка нагнетается во время противостояния Трисолярису, хотя упоминается еще Великая Падь (не слишком подробно описанная трагедия человечества, бросившего слишком много сил на заранее проигранную космическую гонку) и Темный Лес (тот самый, из названия).

В романе очень много противопоставлений трисоляриан и землян, особенно в науке. Столкновение флота с трисолярианским зондом читается как космический хоррор, и надежда теплилась только на знании, что существует третья часть цикла. Разница эта бесконечно велика, прям как вселенная.

Но в тоже время, намеренно и случайно, автор как будто сближает землян и трисоляриан. В "Задаче трех тел" это Слушатель с почти человеческими переживаниями, в "Темном лесе" - кибернация (заморозка тела для сохранения его сквозь время, чтобы была возможность в будущем получить лечение или просто увидеть это самое будущеее), очень сильно похожая на дегидрацию трисоляриан. Да и цели у обоих цивилизаций были похожи - выжить.

Впрочем, последнее ставится автором во главу всей истории или даже всего цикла. Выживание - вот главный смысл для любой цивилизации. Это и есть первая аксиома космической социологии. Вторая: ресурсы ограничены. С этим очень сильно хочется поспорить, но потом вспоминаешь, что смотришь на проблему только с точки зрения гуманоида, конкретнее с позиции человеческой психологии, и задумываешься. Другая космическая цивилизация может быть принципиально иной, так сильно отличаться от нашей, что даже сравнение дастся тяжело, про понимание вообще молчу. И в этом случае не трудно прийти к тем же выводам, какие сделал Ло Дзи:

Вселенная — это темный лес. Каждая цивилизация — вооруженный до зубов охотник, призраком скользящий между деревьев, незаметно отводящий в сторону ветви и старающийся ступать бесшумно. Он даже дышит через раз. Охотнику есть чего опасаться: лес полон других невидимых охотников, таких же, как он сам. Если он встретит жизнь — другого охотника, ангела или черта, новорожденного младенца или старую развалину, фею или полубога — у него лишь один выход: открыть огонь и уничтожить. В этом лесу другие люди — ад. Любая жизнь представляет собой смертельную угрозу для всех остальных и будет уничтожена при первой возможности. Вот так выглядит космическая цивилизация. И этим объясняется парадокс Ферми.

Прекрасная метафора как к проблеме, так и к роману, и ко всему циклу - Темный лес, пугающий и поневоле превращающий каждого своего обитателя в монстра.

Итого:

"Темный лес" - отличная книга, продолжающая "Задачу трех тел" и развивающая заявленную тему - столкновение с недружелюбной цивилизацией, обошедшей нас в развитии. Лю Цысинь отлично прописывает своих героев и использует все развешенные по стенам ружья - каждая сюжетная линия не пропадает зря.

Ну и небольшой спойлер: если хотите счастливый финал, представьте, что перед вами дилогия. Если хотите видеть всю картину целиком - идите читать "Вечную жизнь смерти". Я бы посоветовал второй вариант: финал может показаться тяжеловатым, но оно того стоит!

Какое счастье быть живым… Если не понимать этого, то как же можно задумываться о чем-то более сложном?