Часто иай воспринимается как более оборонительное боевое искусство, чем наступательное, особенно в сравнении с кэндзюцу. В определенной степени — это можно отнести к самим школам иай, которые во многих случаях описывают свои техники как реакцию представителя иай на атаку мечом. Также верно, что изображение техник, начинающихся из положения сидя, которые также широко используются в тренировках иай, кажется менее боевым, чем изображение двух фехтовальщиков, сражающихся друг с другом в стиле кэндзюцу. Однако, с практической точки зрения нет никаких причин, по которым иай нельзя было бы использовать в наступательных целях. Некоторые действия иай объясняются как упреждающие удары, направленные на то, чтобы помешать противнику перехватить инициативу и атаковать самому. Если присмотреться повнимательнее к технике Син Мусо Хаясидзаки-рю, то можно заметить, что представитель иай на самом деле начинает обнажать свой меч раньше, чем это делает противник. Говорят, что представитель иай реагирует на «сацуй» («намерение убить») или сакки («желание убить») своего противника, который он улавливает. Иай также идеальное «оружием» для внезапной атаки. Хотя в определенную эпоху у представителей некоторых школ, возможно была очень веская причина скрывать это, некоторые техники объясняются посвящёнными как внезапное нападение или нападения с целью убийства. Я знаю и практиковал приемы, которые изначально предназначались для использования против ничего не подозревающего противника, например, проходя мимо него на улице. Я объясню одну из таких техник, которая использует принцип какуси догири батто («скрытое разрубание тела неожиданным извлечением меча») для атаки своей цели. В этой технике представитель иай должен был убедиться, что при подходе к своей «цели», та находится справа от него. В подходящий момент, то есть когда цель вот-вот должна была оказаться в пределах досягаемости, и, если возможно, используя других людей, которые шли между ними, чтобы скрыть свое действие, он выполнял какуси догири батто. Какуси догири батто предполагает опускание тела, поворот поясницы влево, а верхней части тела немного вправо, чтобы это не было видно противнику. В тот момент, когда противник оказывался в пределах досягаемости, его зарубали мощным горизонтальным ударом поперек туловища (догири). Фактически, режущее действие занимает всего долю секунды. В идеале меч остается скрытым для противника до тех пор, пока ему не станет слишком поздно реагировать, а затем его туловище разрезается догири, отсюда и название («скрытое разрубание тела неожиданным извлечением меча»). Это всего лишь один пример более агрессивного типа техники иай, и в различных школах есть и другие подобные примеры. Иногда воин не знал, имеет ли приближающийся к нему человек враждебные намерения или нет, и ему приходилось следовать своему внутреннему чутью. Позже в этой главе, а также в главе о неортодоксальном фехтовании я расскажу о техниках, которые явно относились к типу «сначала руби, потом задавай вопросы».
НАЧАЛО: