Когда видишь наследие Николая Ге во всей полноте, поневоле задумаешься, как по разному развиваются творческие личности. Кто-то последователен, кто-то скачет с одного на другое, а кто-то... «Ранний» и «средний» Ге - ничем не примечателен, стандартен, скучен. У него даже светлые итальянские пейзажи не радуют. Портреты - точно фотографические. Он - мастеровитый, посредственный ремесленник, вымуштрованный Академией. Но вдруг, в 1880-ые он встрепенулся, сбросил с себя груз прежнего опыта, и на закате жизни (а умер он в 1894 году) выдал целую серию выдающихся вещей. До того у него только в эскизах проскальзывало что-то живое. Но теперь Ге научился не убивать эту жизнь, а наоборот, поддерживать её и развивать. Так родился библейский цикл - здесь и жутко-документальное «Распятие», и экспрессивно-символическая «Голгофа», и спокойно-философическое «Что есть истина?», и кроваво-ужасный «Суд Синедриона», и пронзительно-пустая «Совесть»... Наверное, он и сам остро чувствовал чудовищный разрыв меж