Найти в Дзене
Mojjet

Живопись: О Ге

Когда видишь наследие Николая Ге во всей полноте, поневоле задумаешься, как по разному развиваются творческие личности. Кто-то последователен, кто-то скачет с одного на другое, а кто-то... «Ранний» и «средний» Ге - ничем не примечателен, стандартен, скучен. У него даже светлые итальянские пейзажи не радуют. Портреты - точно фотографические. Он - мастеровитый, посредственный ремесленник, вымуштрованный Академией. Но вдруг, в 1880-ые он встрепенулся, сбросил с себя груз прежнего опыта, и на закате жизни (а умер он в 1894 году) выдал целую серию выдающихся вещей. До того у него только в эскизах проскальзывало что-то живое. Но теперь Ге научился не убивать эту жизнь, а наоборот, поддерживать её и развивать. Так родился библейский цикл - здесь и жутко-документальное «Распятие», и экспрессивно-символическая «Голгофа», и спокойно-философическое «Что есть истина?», и кроваво-ужасный «Суд Синедриона», и пронзительно-пустая «Совесть»... Наверное, он и сам остро чувствовал чудовищный разрыв меж
Автопортрет Николая Ге (1892 год)
Автопортрет Николая Ге (1892 год)

Когда видишь наследие Николая Ге во всей полноте, поневоле задумаешься, как по разному развиваются творческие личности. Кто-то последователен, кто-то скачет с одного на другое, а кто-то...

«Перевозка мрамора в Карраре» (1868 год)
«Перевозка мрамора в Карраре» (1868 год)

«Ранний» и «средний» Ге - ничем не примечателен, стандартен, скучен. У него даже светлые итальянские пейзажи не радуют. Портреты - точно фотографические. Он - мастеровитый, посредственный ремесленник, вымуштрованный Академией.

Портрет поэта Некрасова (1872 год)
Портрет поэта Некрасова (1872 год)

Но вдруг, в 1880-ые он встрепенулся, сбросил с себя груз прежнего опыта, и на закате жизни (а умер он в 1894 году) выдал целую серию выдающихся вещей. До того у него только в эскизах проскальзывало что-то живое. Но теперь Ге научился не убивать эту жизнь, а наоборот, поддерживать её и развивать.

«Распятие» (1892 год)
«Распятие» (1892 год)

«Голгофа» (1893 год)
«Голгофа» (1893 год)
«Суд Синедриона» (1892 год)
«Суд Синедриона» (1892 год)

«Совесть» (1891 год)
«Совесть» (1891 год)

Так родился библейский цикл - здесь и жутко-документальное «Распятие», и экспрессивно-символическая «Голгофа», и спокойно-философическое «Что есть истина?», и кроваво-ужасный «Суд Синедриона», и пронзительно-пустая «Совесть»...

«Что есть истина?» (1890 год)
«Что есть истина?» (1890 год)

Наверное, он и сам остро чувствовал чудовищный разрыв между собой новым и старым, иначе не стал бы писать «..истину» поверх прежнего, 1879 года, «Милосердия», а ведь оно тоже было на библейский сюжет. Не пожалел, написал (это недавно установили с помощью рентгенограммы) - не мог, не хотел видеть свою слабость.

«Милосердие»
«Милосердие»

Какой прекрасный конец для художника - оторваться от земли и полететь, высоко-высоко, в самый зенит, и забыть обо всём, и всё вспомнить.

Если хочется ещё: