Найти в Дзене
Mojjet

Мучительные грёзы Николая Калмакова

Забытое имя - Николай Константинович Калмаков. То ли символист, то ли сюрреалист, - фантазёр, одним словом. Русский художник редкого разлива, удивительный ещё и тем, что не только умер, но и родился за пределами родины. (Мать его была итальянка, и семья родителей обосновалась в Италии.) Но - в промежутке - он оказался в России, где и прожил до Гражданской войны, от которой, как и многие, бежал во Францию. Про его творчество скупо пишут, что оно было мало известно и не пользовалось популярностью. Сейчас - конечно, но так было не всегда. Если полистать дореволюционные журналы, то там можно увидеть и репродукции его работ, и даже статьи с их разбором. Посмотрите, например, на этот весьма доброжелательный отзыв, опубликованный в №11 «Огонька» за 1913 год - заодно можно представить, какое впечатление производили странные калмыковские образы на тогдашнюю публику: Ошеломляющее впечатление даже на привычного к новой живописи зрителя в первую минуту производит малый зал Поощрения Художеств, у
Оглавление

Забытое имя - Николай Константинович Калмаков. То ли символист, то ли сюрреалист, - фантазёр, одним словом. Русский художник редкого разлива, удивительный ещё и тем, что не только умер, но и родился за пределами родины. (Мать его была итальянка, и семья родителей обосновалась в Италии.)

Но - в промежутке - он оказался в России, где и прожил до Гражданской войны, от которой, как и многие, бежал во Францию.

Про его творчество скупо пишут, что оно было мало известно и не пользовалось популярностью. Сейчас - конечно, но так было не всегда. Если полистать дореволюционные журналы, то там можно увидеть и репродукции его работ, и даже статьи с их разбором.

Посмотрите, например, на этот весьма доброжелательный отзыв, опубликованный в №11 «Огонька» за 1913 год - заодно можно представить, какое впечатление производили странные калмыковские образы на тогдашнюю публику:

Николай Калмаков (1873 - 1955)
Николай Калмаков (1873 - 1955)

Выставка картин Н. Калмакова в зале Общества Поощрения Художеств в Санкт-Петербурге

Ошеломляющее впечатление даже на привычного к новой живописи зрителя в первую минуту производит малый зал Поощрения Художеств, увешанный полотнами и рисунками Н. Калмакова. Здесь всего 36 картин; остальное - либо рисунки декораций и костюмов к театральным постановкам «Саломеи» - Уайльда, «Чёрных масок» и «Анатэмы» - Леонида Андреева, «Ночных плясок» - Сологуба и других, либо графика.

Саломея
Саломея

Только после известного напряжения зрения, после пристального разглядывания, разбирается тугой на художественные восприятия зритель в хаосе цветных пятен, красиво вылепленных мазков и мягко стушёванных поверхностей. С изумлением видит такой посетитель выставки, как фигура за фигурой, лицо за лицом, из сплошь жёлтого холста с каким-то тёмным пятном на нём, выпукло лепятся, блестят намасленной кожей, движутся и живут глыбообразные, доисторические фигуры женщин из мифа о Пасифае. Или, в голубых и синих, гибких, как члены спрута, извивах вдруг чётко проступает образ страшной, ведьмоподобной богини Кали, а, немного погодя, оживает ярящийся под нею янтарный тигр, - и то, что казалось за минуту бессмысленной мазнёй, вдруг стало страшною и значительною сценою торжества губительницы всякого творения.

Пасифая
Пасифая

Интересны картины тем мастерством, с которым, при кажущемся внешнем увлечении художника красочною гаммою мозаики, бросает он на холст гармоничную композицию рисунка, отыскивает резкие, типичные движения и повороты фигуры. Для трезвого реалиста, для психофизиолога картины Калмакова, это - причуды калейдоскопа или та фантастическая красочная канва узоров, - фосфена, - которую образуют на сетчатой оболочке закрытого глаза восприятия мельканий скудного света сквозь покровы века. Эти «внутренние изображения недействующего глаза», можно сравнить с порчею пластинок в фотографической камере при неплотном чёрном сукне. Движение крови, слёзного покрова, вздрагиванье век заставляют вращаться, прыгать, исчезать и появляться разноцветные рисунки, а отдыхающее воображение ловит меняющиеся контуры рисунков и «вписывает» в них свои представления. Возникают странные, сказочные зрелища, неожиданные для сознания.

Чёрные девы
Чёрные девы

И то, что в узорную сеть красок Калмаков свободно вписывает свою композицию, - наводит реалиста на мысль о вдохновении, не то сонно-невыявленном, не то дошедшем до галлюцинации.

Колесница солнца
Колесница солнца

Обычно спрашивается: зачем писать картины, «непонятные» для публики?

Но, во-первых, картины непонятны только для беглого, равнодушного взгляда.

Во-вторых, пусть спрашивающий ответит: зачем так необычайно изогнуты, так пёстро расписаны лепестки даже крохотного цветочка в природе? Ведь, его назначение - делать семена, его аппарат прост и ясен; две пары пыльников, завязь с пестиком, предохранительный покров венчика, - всё это скомбинирует любой механик гораздо яснее, проще и удобнее, чем затейливая природа. Но поставьте вы в вазе на стол «механический» цветок самой чистой работы, - станете ли искать в нём запаха и сладких, волнующих настроений?

Колесница луны
Колесница луны

Манера живописи Калмакова, это - щедрая орнаментика его темы. Если бесконечно разнообразны краски и формы цветка, - то почему же творец-художник не должен подражать своему учителю-природе? Как неразрывно с назначением цветка его убранство, так неразрывны великолепные краски и мозаика пятен Калмакова с его замыслом, с сюжетом его картин. Они - прекрасны.

Жёны Нага
Жёны Нага

Особенно хороши у него матовые, прозрачные, гипсово-бледные женщины на бурных фонах цветной симфонии. Вот - «Жёны Нага». В ярчайшем пламени восточных страстей, откуда, откуда мстительно и ревниво белеют зрачки евнухов, томятся молодые затворницы. Они бесстрастны, сонны, истомлены, - словно их выжег огонь страсти, заворожили глаза аргусов. И сквозь прозрачное тело, кажется, виден трепет их обессиленных душ.

Галерея работ Калмакова

Леда и лебедь
Леда и лебедь

Ирод
Ирод
Негритянка
Негритянка
Женщина с леопардом (экслибрис)
Женщина с леопардом (экслибрис)
Экслибрис для Фёдора Сологуба
Экслибрис для Фёдора Сологуба

Исида и Осирис
Исида и Осирис
Артемида и Эндимион
Артемида и Эндимион
Схватка птиц
Схватка птиц

Царский выход в святую ночь в древней Византии
Царский выход в святую ночь в древней Византии

И сущим в гробах живот даровав
И сущим в гробах живот даровав
Предсказание
Предсказание
Весенняя сказка
Весенняя сказка
Фимиам
Фимиам

Женщины верхом на мифическом звере
Женщины верхом на мифическом звере
Тритоны
Тритоны

Мантия из роз
Мантия из роз
Родник
Родник
Путешествие в подземный мир
Путешествие в подземный мир
Обнаженная с обезьяной
Обнаженная с обезьяной
Святой Георгий
Святой Георгий
Смерть
Смерть
Тамара и демон
Тамара и демон

Атлас и Геспериды
Атлас и Геспериды

Красный закат
Красный закат
Сатана
Сатана
Верхом на павлине
Верхом на павлине
Коленопреклонённый монстр
Коленопреклонённый монстр

Вход в царство грез
Вход в царство грез
Автопортрет с негритянкой
Автопортрет с негритянкой
Поклонение змею (к «Шатру» Н. Гумилёва)
Поклонение змею (к «Шатру» Н. Гумилёва)

Обложка «Шатра» Н. Гумилёва
Обложка «Шатра» Н. Гумилёва
Автопортрет в образе Людовика XIV
Автопортрет в образе Людовика XIV
Женщина и Будда
Женщина и Будда
Первый инка
Первый инка

Падший ангел
Падший ангел
Свет вечерний
Свет вечерний
Гнев небес
Гнев небес

Рай
Рай
Жертва
Жертва

Мифологическая сцена
Мифологическая сцена
Жена сатаны
Жена сатаны
Появление
Появление
Медуза
Медуза
Запечатанная дверь
Запечатанная дверь
Мятежный ангел
Мятежный ангел
Телец
Телец

Вакханалия
Вакханалия

Преклонение
Преклонение
Амазонки
Амазонки

Муза
Муза
Автопортрет в образе Иоанна Крестителя
Автопортрет в образе Иоанна Крестителя
Па-де-де
Па-де-де
Кот в сапогах
Кот в сапогах

Один
Один
Амфитрита
Амфитрита
Девушка и дьявол
Девушка и дьявол
Богиня
Богиня
Чаша
Чаша
Мифинская сцена
Мифинская сцена
Молодожёны
Молодожёны
Дорога к мечте
Дорога к мечте

Автопортрет в образе Нарцисса
Автопортрет в образе Нарцисса
Автопортрет в образе Адониса
Автопортрет в образе Адониса
Терновый венец
Терновый венец

Мистическая танцовщица
Мистическая танцовщица

Духи домашнего очага
Духи домашнего очага
Светловолосая
Светловолосая

Астарта
Астарта

Женщина со змеями
Женщина со змеями
Триумф человека
Триумф человека
Триумф Жанны Д`Арк
Триумф Жанны Д`Арк
Сфинкс-Саломея
Сфинкс-Саломея
Нимфы в гроте
Нимфы в гроте

Две женщины и олень
Две женщины и олень

Нептун
Нептун
Тьма
Тьма
Ангел бездны
Ангел бездны

Послесловие

Автопортрет Николая Калмакова (1924 год)
Автопортрет Николая Калмакова (1924 год)

С 1947 года Калмаков жил в доме престарелых в городке Шель близ Парижа.

Сиделки вспоминали, что он целыми днями точил бритву, которая всегда была при нём, и они опасались, что он что-нибудь с собой сделает.

Он провёл в этом последнем приюте восемь лет. В письме 1950 года о своей жизни там он писал как о почти растительном существовании. По его словам, его окружала орда орангутангов, до крайности банальных, глупых, суеверных и необразованных. Все их интересы сводились к еде, и он, подавляя отвращение к этим неотёсанным хамам, боролся с отчаянием и взывал к богам, чтобы они даровали ему стоическую силу духа.

Николай Калмаков умер в больнице местечка Ланьи-сюр-Марн, что неподалёку от Шеля, в 1955 году.

На заброшенной его могиле стоит покосившийся безымянный крест.

Если хочется ещё: