Найти тему
Бессмертие души

Славянский бог Род - кто он такой? (Часть1)

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня на моём канале - очередная статья об истории славянского язычества. В предыдущих статьях (ссылки внизу) я рассмотрела в общих чертах такие явления, как отголоски тотемизма, фетишизма и анимизма в славянском фольклоре, привела краткий перечень духов природы и жилья. А сегодня поговорим о новом периоде в истории язычества - о почитании бога Рода.

(Да, за основу периодизации я беру схему выдающегося историка и археолога Бориса Александровича Рыбакова, представленную им в книге "Язычество древних славян").

Книга "Язычество древних славян".  Б.А. Рыбаков
Книга "Язычество древних славян". Б.А. Рыбаков

Труд выдающийся, всеохватный, хотя в нём есть слишком смелые

и недоработанные гипотезы. В профессиональной среде к покойному академику много вопросов. Есть спорные моменты, касаемые трактовки тех или иных образов славянского язычества. Но это - удел любой гуманитарной науки: сколько учёных - столько и мнений. И, разумеется, дискуссионность отдельных предположений ни в коей мере не умаляет заслуг великого русского учёного.

(А если Вы на мой канал попали впервые, прилагаю краткую справку о себе, грешной: Лариса Шушунова, историк по первому образованию, мой диплом был посвящён проблемам происхождения древнерусской дружины, есть опубликованные в научных сборниках статьи, литератор, член Союза Писателей Санкт-Петербурга. Фотки мои есть в других статьях, подробности - на Википедии).

Итак, по вопросу о функции Рода в историографии существуют две версии.

Версия 1: Род- маленький божок - покровитель членов семьи

Род является маленьким семейным божком, блюстителем очага, близким по функциям к домовому. Ну что-то вроде:

-2

Вот что пишет дореволюционный историк Е.В. Аничков:

Род - производитель, совокупность мужских членов племени, сообща владеющих рожаницами, матерями нового поколения".

Версия интересная, но спорная. Ей оппонирует советский академик Б.А. Рыбаков:

Сторонники «теории домового» должны были бы задуматься хотя бы над тем, что если рожаницы, как правило, упоминаются во множественном (или двойственном) числе, то Род – неизменно в единственном. Какой же это домовой, если он на всех людей один?

Академик подчёркивает также, что в этнографических источниках нигде не встречается наименование домового Родом. И это важная деталь! Этнографические источники - это имеются в виду сказки, былины, былички, песни, обычаи... Они бытовали в народной среде столетиями и были зафиксированы уже в XVIII - XIX - XX веках. Вполне возможно, что не все старинные названия сохранились, а некоторые претерпели изменения.

Версия 2: Род - верховное божество праславян

Автором этой версии как раз и является академик Б.А. Рыбаков.

Академик Б.А. Рыбаков
Академик Б.А. Рыбаков

В пользу этой версии он приводит следующие доводы:

1 довод

Средневековые авторы "поучений против язычества" представляют Рода чуть ли не антиподом библейского Вседержителя и предшественником Перуна. Вот что пишет академик в "Язычестве древних славян":

Уже одно это должно показать нам важность и значительность культа Рода, противопоставленного, как это явствует из всего сочинения, ни много, ни мало – самому христианскому господу-богу.
В поучении бичуются те, которые отклонились от веры в истинного библейско-христианского бога и «избрали себе враждебных ему» – Рода и рожаниц. Здесь противопоставление является и сопоставлением: Род сопоставлен с Саваофом и с Иисусом Христом. Все кары, все «судороги сердец» и горение в адском пламени, предназначенные отступникам от библейского бога, здесь обещаны поклонникам Рода и рожаниц. (...). Масштаб культа Рода достаточно определен этим.

Спрашивается: а если бы Род был всего лишь маленьким семейным божком, разве ему перепало бы столько негативного "внимания", гнева от средневековых книжников?

Рыбаков приводит прелюбопытнейший комментарий к Евангелию в рукописи XV – начала XVI в:

то ти не Род седя на воздусе мечет на землю груды и в том раждаются дети. Всем бо есть творец бог, а не Род.

Ну как вам это - "есть творец бог, а не Род"? Тут действительно идёт прямое противопоставление. Так противопоставлять можно только равные фигуры, согласитесь.

Дадим слово академику:

Род оказывается соперником библейско-христианского бога-творца, бога-вседержителя. Но здесь содержатся и важные уточнения: во-первых, неизвестный комментатор утверждает, что, по мнению язычников, Род «сидит на воздухе», т. е. находится где-то на небе, в божественной сфере. Это еще раз уравнивает Рода с Ваалом, «ездящим на облаке».

Бог древних славян Род. Скачано из Интернета
Бог древних славян Род. Скачано из Интернета

2 довод

Академик Рыбаков проводит анализ исконно русских слов, содержащих корень "род". Это группа слов, связанных с понятием родства и рождения:

Род Народ Родня
Родичи Родина Родить
Природа Рождать Урожай

Действительно, смысловой ореол имени Рода очень широк. Он охватывает столь жизненно важные для наших предков понятия, как родина, рождение, народ, родители... Но не только эти!

Род, оказывается, связан с молнией, и в этой своей функции он является, по мнению Бориса Александровича, предшественником Перуна! Но об этой его функции поговорим завтра, дабы не утомлять читателя статьями большого объёма.

Продолжение тут

__________________

Если Вам понравилась публикация, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

__________________

Если с вами лично или с вашими знакомыми происходили паранормальные явления, поделитесь, пожалуйста, прямо в комментарии. Я собираю материал для книги о доказательствах бессмертия души. Опубликую со ссылкой на Вас или анонимно, как хотите.

Что предшествовало вере в Бога? (Часть 2. Духи природы древних славян)
Бессмертие души3 апреля 2022
Что предшествовало вере в Бога? (Часть 3. Духи жилья древних славян)
Бессмертие души4 апреля 2022

___________________

Подпишитесь на мой канал "Скандинавское фэнтези", если интересуетесь этой темой:)

____________________

#славянское язычество #славянская мифология #древние славяне

#история