Русские былины... Когда слышишь эти слова, вспоминается картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Сам автор в письме к художнику Чистякову о своём полотне писал так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
Младший из этой троицы — Алёша Попович.
Попович значит «сын попа», имя Алексей древнегреческое по происхождению, означает «защитник». В былине «Алёша Попович и Тугарин» удалый добрый молодец так говорит о себе стольно-киевскому князю Владимиру:
Меня зовут Олёшей нынь Поповичем,
Попа бы Левонтья сын Ростовского.
Через некоторое время в светлой княжеской гриднице появляется незваный гость:
Да лазат-то Чудо поганое,
Собака Тугарин был Змеевич-от:
Да богу собака не молится,
Да князю с княгиней он не кланется,
Князьям и боярам он челом не бьёт.
Этот Тугарин Змей огромен и ужасен, он пытается устанавливать на Руси свои правила, но Алёша Попович вызывает его на бой, молится Спасу Вседержителю, чудной мати божьей Богородице и одерживает победу на чудищем поганым.
Змеище Тугарище в русских былинах встречается часто, с ним сражаются Алёша Попович и Добрыня Никитич. Тугарином называли злого богатыря, который в эпоху борьбы с кочевниками стал символом дикой степи и исходящей от неё опасности.
Враги Русской земли, с которыми приходится сражаться русским богатырям, многочисленны и разнообразны: Соловей-разбойник, Идолище поганое, Калин-царь, змей, Батур, Тугарин, Батыга, Вахрамей Вахрамеевич, Жидовин, Салтан Салтанович, Чудище, Кащей и другие. Некоторые из них имеют исторические прототипы (отражают монголо-татарское нашествие), другие являются мифологическими персонажами.
Второй по старшинству в троице богатырей — Добрыня Никитич. Имя тоже «говорящее», исконно русское по происхождению, означает «добрый». Он сын Никиты (это имя произошло от греческого «победитель»).
Былина «Добрыня и змей» начинается так:
Матушка Добрынюшке говаривала,
Матушка Никитичу наказывала:
«Ах ты душенька Добрыня сын Никитинич!
Ты не езди-тко на гору Сорочинскую,
Не топчи-тко там ты малыих змеёнышов,
Не выручай же полону там русского...».
Добрыня в былинах всегда молодой, это Васнецов для контраста с Алёшей Поповичем изобразил его на своей картине зрелым мужчиной.
Молодой Добрыня сын Никитинич
Он не слушал да родителя тут матушки,
Честной вдовы Офимьи Олександровной, —
Ездил он на гору Сорочинскую,
Топтал он тут малыих змеёнышков,
Выручал тут полону да русского...
То есть богатырь не мог стерпеть, что враги (змеёныши) взяли в плен русских людей, и решил сразиться с главным врагом, или, можно сказать, прародителем вражеских сил — самим Змеем (самой Змеёй).
Выходит тут змея было проклятая,
О двенадцати змея было о хоботах...
Иначе говоря, перед Добрыней появился Змей Горыныч с двенадцатью головами на длинных шеях. Бился Добрыня с чудищем трое суток и три часа и «побил змею да он проклятую», вывел из змеиных пещер русских полонян, спас всех от страшного врага.
Вы скажете: сказка, фантастика, вымысел. Однако сказка ложь, да в ней намёк...
Былина — героическая песня повествовательного характера, возникшая как выражение исторического сознания русского народа в IX—XIII веках. Мир былины — реальная русская земля, но её изображению сопутствуют фантастические картины: богатыри бьются с чудовищами, одолевают полчища врагов, совершают другие подвиги, превышающие силы отдельного человека.
Сам термин «былина» считается позднейшим, введённым фольклористами. В народе героические песни о богатырях называли «стáрина», «стáринка» или «старúнка», то есть описание того, что происходило в старину, в древние времена.
Два основных цикла былин — киевский и новгородский — сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Эпоха князя Владимира и эпоха новгородской вольности — идеальная старина, время русской независимости, славы и могущества, время патриархальных взаимоотношений князя и дружины богатырей, в лице которых действовал народ.
Географическими областями, где бытовали былины, были прежде всего Олонецкая и Архангельская губернии — северо-западная часть Русского Севера. Былины стойко сохранились на Севере потому, что он отличался более устойчивыми формами быта, был более консервативен, стоял в стороне от исторических событий, там не было крепостного права, и крестьяне были более свободными, чем в других местах.
Основная идея былин — идея защиты родной земли — особенно ярко выражена в образе Ильи Муромца, старшего из великой троицы на картине Васнецова.
Именно он чаще других богатырей выступает как отважный страж Русской земли, сознающий свой долг защитника. Илья Муромец — идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Илья связан с Муромом и селом Карачаровом, откуда он выезжает в Киев. Так как защищает Муромец киевские земли, он центральный герой киевского цикла былин.
По былинам Илья Муромец крестьянский сын, старый казак, в глазах князей и бояр он «мужичище», «деревенщина». Демократический облик Ильи важен потому, что он олицетворяет весь простой русский народ.
Интересно и имя героя: русское «Илья» происходит от древнееврейского сочетания «бог мой Яхве». Индоевропейский корень bhag- (бог) означал «наделяющий, раздающий», то есть бог — это высшее существо, одаряющее благополучием. Поэтому слово «богатство» историки языка объясняют как то, что было подарено богом. И хотя происхождение слова «богатырь» (в былинах оно обычно произносится «богáтырь») не имеет однозначного объяснения, есть гипотеза, что и оно связано с понятиями бога и богатства. Тогда в сочетании «богатырь Илья» усиливается, «удваивается» значение божественного, дивного.
Былинный образ Ильи действительно впечатляет (былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»):
И садился Илья на добра коня,
Поехал он во чисто поле,
Он и бьёт его по крутым бедрам,
Ретивой его конь осержается,
Прочь от земли отделяется:
Он и скачет выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего.
Он первый скок ступил за пять вёрст,
А другого ускоку не могли найти,
А в третий скочил под Чернигов-град.
Под Черниговым силушки черным-черно,
Черным-черно, как чёрна вóрона.
И с вражеской ратью под Черниговом, и с Одихмантьевым сыном, любящим свистеть, и с его поганой семьёй — со всеми разобрался по-своему, по-богатырски Илья Муромец.
Илья выше обид, которые ему причинил спесивый князь Владимир. Как только Русской земле начинает угрожать опасность, старый казак встаёт на её защиту. Из былины «Илья Муромец и Калин-царь» мы узнаём, что Владимир, томивший в темнице Илью, выпускает его и умоляет защитить:
Ай же старый казак ты Илья Муромец!
Ты прости меня в вины великоей,
На меня ты, князя, ведь не гневайся,
А постой-ка ты за веру й за отечество,
Да й за тот за славный стольний Киев-град,
Да й за тыя ль за церквы да й за божие,
За меня, за князя за Владимира.
Наш ведь Киев-град да в полону стоит,
В полону стоит да й под обидою —
Обошла ведь его литва поганая
А того ль собаки царя Калины,
Хочет чёрных мужичков он всех повырубить,
Хочет божьие церквы все на дым пустить,
А меня, князя Владимира, в полон возьмёт
С Опраксией да й королевичной.
С божьей помощью Илья Муромец и другие богатыри побили рать великую и привезли в Киев царя Калину. Что же сделал князь Владимир? Поблагодарил за службу, сказав такие слова:
«Благодарствуй вас, могучие богáтыри,
Что стояли вы за славный стольний Киев-град,
Охраняли да й церквы божие,
Сберегли меня, князя Владимира».
А потом — неожиданное:
А того собаку царя Калину
Отпустил во славну во темнý Орду.
Да и тым былиночка й покончилась.
Богатырь не политик, это неустрашимый воин, могучий витязь. Политика — удел князей.
На рубежах Русской земли богатырской заставой стоят три главных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Число три сакральное, магическое, оно имело условное значение множественности. Троичность постоянно встречается при описании наиболее важных моментов былины: три поездки, три сражения, три подвига и т. п. Приём троичности придаёт былинам неторопливость. торжественную плавность.
Больше века прошло с того момента, как Васнецов воскресил грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Руси, чтобы обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. И сейчас, когда заканчивается первая четверть XXI века, мы так же воспринимаем богатырей как мифическое олицетворение Русской земли, её созидательной силы. Алёша Попович красив, поэтичен, душевен. Добрыня Никитич преисполнен боевого духа и непреклонного стремления защищать родину, помогать людям. Илья Муромец мудр, спокоен, он уверенно глядит из-под боевой рукавицы вдаль, надёжный и крепкий, как дуб, в своей крестьянской основательности.
Но богатыри живут не только на картине Васнецова — русская земля постоянно рождает таких сынов, которыми гордится народ.
Сейчас Русь-Россия особенно нуждается в своих богатырях.
Вперёд, русские богатыри!
Вы честь и слава Русской земли!