Спойлер: никак, но что-то сделать всё-таки можно
Я знаю очень мало людей не школьного возраста, которые всегда приходят на занятия готовыми, и ещё меньше работающих людей, которым удаётся изо дня в день заниматься самостоятельно и поддерживать ритм. (Студенты-очники и мамы в декрете считаются не менее работающими людьми, чем остальные.) Абсолютно никогда это не ленивые безвольные люди. Как правило, каждому довольно-таки стыдно за частичную или полную неготовность, они хотят заниматься, просто всегда так получается, что “возникают обстоятельства”, и учёба отодвигается на несколько планов назад. “Я бы да, но очень мало времени”.
Если вкратце - никак :)
Во-первых, потому что день работающего человека всегда расписан по максимуму, там редко выделяется время даже на отдых, и “найти” ещё кусок времени сверх этого почти невозможно. Его просто неоткуда взять. Это ещё на волне энтузиазма и новизны можно чем-то жертвовать первое время, а потом эффект новизны тоже пропадает, и не остаётся внутренних причин для этой жертвы, поэтому обычные дела снова забирают то, что им принадлежало.
Во-вторых, когда не хватает времени, обычно это не про время, а про умственное пространство. Если считать, что для поддержания ритма нужно найти всего 10-15 минут в день, то у большинства людей такая возможность всё-таки найдётся. Но она не находится потому, что в эти 10-15 минут больше хочется отдохнуть, отключиться и потупить, и совсем не хочется их загружать ещё одной новой задачей - мозг и так полон. Особенно у работников умственного труда. То есть найти нужно не время, а умственное пространство на что-то новое (или давно отложенное).
Но что тогда делать?
Варианты всё-таки есть. И мне кажется, многое зависит от того, в каком жизненном периоде находится человек: периоде перемен или периоде стабильности.
Период перемен
Это прямо удача для начала занятий. В этот момент человек хочет и готов менять свою жизнь, а значит, может перекроить весь свой распорядок, и это будет не форсированно - человеком движет энергия перемен. Как раз в это время происходит отказ от чего-то старого, начинаются новые дела, под них высвобождается пространство головы.
Именно сейчас можно заняться языком и воспринять его как атрибут новой жизни, к которой стремишься в переменах. А регулярные занятия - это способ снова и снова делать шаг к этой лучшей жизни, выделять на это время и энергию. Получается, что даже не нужно “находить” время - достаточно оседлать уже и так рвущийся вперёд, к новому, поток энергии и просто вписать в него ещё и это новое занятие. (Для нелюбителей эзотерики уточняю, что под энергией я имею в виду тот внутренний заряд, когда у тебя есть силы взять и делать что-то.)
Период стабильности
А если человек находится в периоде стабильности? Это значит, что ему всего хватает в жизни и места для нового практически нет. Значит, его распорядок в ближайшее время не перекроится, и новая задача в виде языка будет лежать на виду, как лишняя коробка, для которой нет места на уже заполненном стеллаже. Как тогда?
Мой вариант - найти способ вписать язык в какой-то из уже существующих элементов дня. В какой - зависит от человека.
Отдых и удовольствие
Самый податливый в этом плане раздел дня - это тот, который связан с отдыхом и удовольствием. Задача не в том, чтобы запихнуть в отдых ещё и немного языка (хотя если получится - честь и хвала), а в том, чтобы добавить его в уже существующий вид отдыха, который сам по себе вызывает большой интерес. Тогда на волне этого интереса 10 минут на ежедневное продвижение выглядят довольно логично.
Думаю, не секрет, что даже у самых занятых людей порой находится 15 минут, чтобы “досмотреть эпизодик”. И подозреваю, что все методы, направленные на изучение языков по сериалам/фильмам/другому развлекательному контенту как раз основаны на этой фишке работы сознания, которое любит вкусненькое и ему проще выделить время на то, что приносит кайф. (Про развлекательное я потом отдельный материал напишу, а то тут много иллюзий и недопониманий.)
Ещё есть вариант заменить в стандартном отдыхе что-то надоевшее на новое, связанное с языком. Например, если есть моменты, когда человек, сам не зная зачем, продолжает складывать штучки по три в какой-нибудь игре на телефоне, то можно как минимум переключить интерфейс игры на иностранный язык, а как максимум - найти новую игру, где можно складывать слова или что-то не менее залипательное, но с большей образовательной ценностью.
Ещё хорошая вещь - это копнуть глубже интересную тему. Скажем, вам понравился турецкий актёр, а вы как раз хотите изучить турецкий. Можно ограничиться чтением биографии актёра или разглядыванием фоточек, а можно не ограничиваться и найти какое-нибудь с ним интервью. Очень быстро выяснится, что на русский большинство интервью не перевёл никто, а значит, придётся либо разбираться самостоятельно, либо забить. Но забивать неполезно, а вот разбираться - это может привести к неожиданным успехам.
Основной принцип тут - попробовать делать на иностранном то, что ты и так стал бы делать. Скажем, я люблю по каждому поводу почитывать Википедию. А она существует примерно на всех языках, которые могут заинтересовать рядового русского студента, и если даже факты в Википедии не всегда идеально точны, то почитать её в любом случае можно.
Каждый человек чем-то интересуется, и именно в этой сфере стоит искать материалы на языке. Нравится мода, онлайн-шоппинг? У большинства магазинов будут описания товаров на английском. Можно полистать магазины и сайты любимых марок, поискать модных блогеров - они есть везде, и уж точно найдётся кто-то, кто пишет на языке, нужном вам. Спорт - то же самое. ЗОЖ - то же самое. На что бы вы ни тратили драгоценные минуты сёрфинга в сети, это можно хотя бы 5-10 минут осознанно делать не по-русски.
Хочу подчеркнуть, что смысл потреблять развлекательный контент на языке - не в том, чтобы внезапно заговорить (это не так просто), а в том, чтобы развить у себя новые привычные чувства:
1) на нужном языке есть всё, это доступно, и этим можно пользоваться;
2) язык нужен для повседневной жизни, а не для учёбы;
3) чувство “насмотренности” - за это слово всех ругают, но оно популярно не зря.
Это простая и дешёвая замена погружению в среду, которое в повседневном режиме почти никому из нас не доступно.
Общение
Смежный с развлечениями раздел - это общение. Почему я не отношу общение к развлечению - мне кажется, что эти занятия удовлетворяют разные человеческие потребности.
В каком плане можно совместить язык с общением?
1. Обучение в группе - это вполне себе хороший кружок по интересам, если хочешь найти новых знакомых. Пока товарищи по группе обсуждают разные учебные темы, о них можно узнать очень много, в том числе личного и интересного. (Я лично видела студента, который устроился в группу, чтобы найти себе девушку; чем закончилась история - понятия не имею.) Правда, для того, чтобы сложилась дружба, одного интереса к языкам мало, но исключать такой шанс всё же не стоит.
2. Это может быть общее хобби для супругов/партнёров/коллег, которым хочется больше времени проводить вместе. Удовольствие может быть не меньше, чем от похода в кино или поесть, а плюсом будет чувство, что вы занимаетесь чем-то полезным.
3. Общение в интернете. Я нарочно не поставила этот пункт первым, так как он не настолько прост, как кажется: чтобы общение было интересно обеим сторонам, уровень языка должен быть достаточно высоким. Могу предположить, что для общения с целью флирта и знакомств можно использовать какие-то другие способы заинтересовать собеседника, но мне эта тема не близка, поэтому ограничусь наблюдением про уровень и ещё про то, что носителям чаще всего не интересно учить других или они не умеют этого делать, а от неносителей сложно научиться безупречному языку. Хотя это хорошая мотивация, если не ограничиваться одной перепиской, а ещё подглядывать в учебные материалы.
Работа, ненаглядная работа
Не забудем о работе, которая занимает большую часть нашего времени, и тем приятнее, что в новой цели может помочь и она.
Сейчас я перечислю то, что и так все знают. Кроме того, что есть необходимость общаться с иностранными партнёрами, всегда можно найти кучу интересных статей и курсов по своей профессиональной тематике, которых на русском, опять же, в таком объёме может и не быть. Поэтому можно не “выделять” особо время на язык, а отщипнуть кусок от работы и связать его с языком, и понемногу ещё подучивать матчасть. Двойная польза - и работа делается, перспективы растут, и язык прибавляется, причём сразу в полезном ключе, а не далёком от твоей личной реальности.
Повторюсь, что все эти способы - дополнительные и нужны для имитации погружения, и 10+ минут системной работы над устройством языка всё равно необходимы. Просто если есть интересный языковой фон, то высвободить эти минуты на изучение технических моментов намного легче. И понятнее, зачем.
Me-time. Время для себя
Если ни работа, ни развлечения, ни общение не оставляют места для того, чтобы добавить туда язык, но изучать всё равно хочется - то это может быть ресурсным занятием, хобби, которым мы занимаемся, чтобы восстановить силы. Приятно думать, что ты учишь английский/итальянский/арабский/… просто для удовольствия, в охотку, а не потому, что кто-то требует.
Кстати, этот вид развлечения звучит солидно (не все хобби стереотипно воспринимаются как серьёзные, да и “погулять” / “посидеть в кафе” не выглядит, как неотложное дело), а ещё это повод гордиться собой за то, что ты растёшь, а не пребываешь в болоте стагнации. Если нужно достижение, чтобы похвалить себя в конце дня, а его трудно найти - пожалуйста, ежедневные 10 минут иностранного языка, и можно возглавить собственный рейтинг героев.
Итого алгоритм:
Если я в периоде перемен:
Круто! Теперь иностранный язык - это часть моего нового Я. Перестраиваю жизнь, как мне хотелось, и помимо спортзалов и других полезных новых привычек добавляю ещё новое увлечение - язык. Каждое моё занятие и каждый освоенный элемент - это мой шаг на пути к новой жизни.
Если я в периоде стабильности:
Наверняка есть часть моей жизни, которую можно разнообразить, если часть вещей делать на иностранном языке. Надо только определить эту часть, включить туда больше действий, связанных с языком, и выделить минут 10 этой части дня на то, чтобы подтянуть свои технические знания по грамматике и прочему, чтобы облегчить себе же понимание всего интересного и нужного.