Найти тему

Фильм «1941. Крылья над Берлином» глазами историка

Оглавление

На экраны страны выходит фильм «1941. Крылья над Берлином». Название не особо удачное с точки зрения восприятия, цифра «1941» явно лишняя.

Обсуждать сам фильм не буду, скажу лишь, что он вполне в стиле всех прочих современных фильмов о войне. Эффектов, конечно, много…

Но целью всех моих статей из рубрики «Кино глазами историка» всегда было рассказать о реальных событиях, которые фильм освещает или как-то ассоциируется. Для тех, кто хочет знать историю, а по кино историю учить точно не следует.

-2

«Ни одна бомба не упадёт на Берлин!»

Эту фразу приписывают главнокомандующему Люфтваффе Герману Герингу. Согласно распространённой версии в 1941 году министр пропаганды Гебельс заявил, что советская авиация полностью разгромлена, а Геринг — что никто никогда не будет бомбить столицу Третьего Рейха.

На самом деле, Геринг сказал несколько иную фразу и звучала она так: «Ни один вражеский бомбардировщик не сможет достичь Рура». А было это в 1939 году.

Но уже вскоре французский самолёт бомбил Берлин. Это был переоборудованный в бомбардировщик почтовый самолёт Farman NC.223.4 с собственным именем «Жюль Верн».

Версия о том, что бомбы сбрасывали через дверь, конечно, вымысел, на «Жюль Верне» было восемь бомбодержателей для бомб весом до 250 кг. Понятно, что большого эффекта такой самолёт достичь не мог, но других не было. В ночь с 7-го на 8-е июня на Берлин были впервые во Второй Мировой войне сброшены бомбы.

Удар был, конечно, имел психологическое, а не военное значение…

«Моё место Берлин»

Поводом для первой бомбардировки Берлина советской авиацией считается массированный налёт Люфтваффе на Москву. По разным данным в нём приняли участие от 150 до 190 самолётов. Из которых по советским данным было 10 сбито зенитной артиллерией и 12 истребительной авиацией. Немцы подтверждают 7 списанных самолётов.

Для ударов по Берлину использовали остров Эзель в Эстонии — единственную точку, с которой бомбардировщики ДБ-3 могли достать до столицы Третьего Рейха. В первом ударе приняли участие лётчики морской авиации — 1-го минно-торпедного полка Балтийского флота. В ночь с 7-го на 8-е августа из пятнадцати вылетевших самолётов до Берлина дошли лишь пять, остальные сбросили бомбы на запасные объекты, в частности Штеттин. Немецкая ПВО никак не помешала, обнаружив наши самолёты немцы приняли их за свои. После того, как бомбы были сброшены, радист Василий Кротенко прервал режим радиомолчания фразой: «Моё место — Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!». Все самолёты смогли вернуться на базу без потерь.

Всего было произведено десять бомбардировок Берлина. К сожалению, далеко не все они заканчивались также удачно.

Из наиболее значимых был третий налёт 10-го августа, который проводился силами 81-й дальнебомбардировочной дивизии. И не из Эстонии, а с аэродрома города Пушкин. Всего подготовили 12 самолётов — 9 ТБ-7 и 3 Ер-2, но улететь смогли не все.

Из 10 ушедших на Берлин машин вышли на цель и отбомбились только четыре (2 ТБ-7 и 2 Ер-2), ещё один ТБ-7 сбросил бомбы в пригороде. В Пушкин вернулось только две машины.

В ходе этих налётов было совершенно в общей сложности 86 самолёто-вылетов (без учета разведывательных). 33 самолёта смогли сбросить бомбы непосредственно на столицу Третьего Рейха.

Мало где написано, что это были не единственные попытки бомбить Берлин советской авиацией. Так, в ночь с 29-го на 30-е октября 1941 года с подмосковного аэродрома Раменское вылетели шесть ТБ-7. Из них четыре самолёта отбомбились по разным объектам на советской оккупированной территорией, а два бомбардировщика были обнаружены немецкой ПВО в районе севернее Гамбурга, где они и сбросили бомбы. При таком расстоянии лететь на Берлин и попасть в Гамбург было вполне допустимо…

Куда делись советские тяжелые бомбардировщики?

У многих возникает резонный вопрос, почему в Красной Армии не проводили массированных бомбардировок территории Германии. Пусть не Берлина, но крупных заводов по производству вооружения. Даже на Берлин с трудом набиралось с десяток-полтора самолётов.

Советский Союз был первой страной, создавшей стратегическую бомбардировочную авиацию. Было сформировано три воздушные армии по полторы сотни тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3 в каждой. Однако к началу Великой Отечественной самолётов ТБ-3 оставалось 364 штуки, все были сильно изношены и уже устарели. Созданные на замену ТБ-7 так и не производились массово, а дальние бомбардировщики ДБ-3 мало подходили для решения таких задач. Кроме того, уже в самом начале войны было потеряно очень много ДБ-3. А стратегическая авиация — это не только самолёты с большой дальностью полета и внушительной грузоподъёмностью, но и большое количество таких самолётов.

«Летающие крепости» над Берлином

Первая бомбардировка Берлина английскими самолётами произошла 26-го августа 1940 года: из 81 бомбардировщика «Веллингтон» и «Хэмпден» 29 дошли до города, сбросили 22 тонны бомб, при этом 7 были сбиты.

В дальнейшем, англичане производили налёты на Берлин сотнями самолётов, но в основном у них были другие цели. Тем не менее, за 1943 год на Берлин было произведено 42 авианалета, совершено 3900 самолето-вылетов.

А затем наступило время американцев. Налеты в три-пять сотен самолётов остались в прошлом.

3-го февраля 1945 года над Берлином появились 950 «летающих крепостей», 26-го февраля 781 «Летающая крепость» и 285 «Либерейторов», в рейдах 18-го и 24-го марта, а затем 20-го апреля участвовало свыше 1200 бомбардировщиков. Город превращался в руины, точное количество жертв среди местного населения неизвестно, но речь шла на десятки тысяч.

-3

Рекомендую вам также мою статью:

Была ли у Красной Армии стратегическая авиация во Второй Мировой войне