Найти тему
Балтийский Завод

Как друг-шотландец Николая I построил завод в столице Российской империи и изменил судостроение страны

У нас был император-реформатор, статус мировой морской державы, начинающаяся индустриальная эпоха, опыт судостроения и поражение в Крымской войне. Не то, чтобы всё это было категорически необходимо для создания завода, но если уж начал реорганизовывать военно-морской флот и кораблестроение, то к делу надо подходить серьёзно.

Панорама Балтийского завода в 1857 году
Панорама Балтийского завода в 1857 году

Крымская война 1853–1856 гг. показала то, что Россия должна серьёзно заняться модернизацией своего флота. Парусные фрегаты должны были уступить место броненосным. На волне преобразований, 26 мая 1856 года (все даты по новому стилю) возникло предприятие купца Матвея Егоровича Карра и инженера-судостроителя Марка Львовича Макферсона, названное «Балтийский литейный, механический и строительный завод Карра и Макферсона», ставшее в дальнейшем Балтийским заводом.

До этого на месте завода была небольшая механическая мастерская. Ей владел механик императорских яхт и британский поданный, шотландец по рождению, Мердох Джордж Макферсон, на русский манер, именуемый Марком Львовичем.

Макферсон пользовался авторитетом в столичных морских технических кругах и его лично знал Николай I. Император явно симпатизировал механику и изобретателю. Поэтому, когда началась война, и всех британских поданных стали выселять, как минимум, из Санкт-Петербурга, то личным благоволением государя Макферсон остался в качестве вольного судового механика в своей мастерской на Васильевском острове.

Марк Львович Макферсон
Марк Львович Макферсон

Матвей Егорович Карр был владельцем сахарного завода и постоянным заказчиком в мастерской Макферсона. Не желая терять отличного работника, разглядев надвигающуюся эпоху металла и механики, а также предпринимательский потенциал шотландца – Карр предлагает Макферсону расширить производство.

Присмотрев напротив устья Фонтанки место на Васильевском острове новоиспечённые компаньоны открыли завод, а чуть позже, летом, оформили во Втором департаменте Петербургской палаты гражданского суда купчию на 24 400 рублей серебром (около 24 644 000₽). Участок был почти прямоугольной формы с береговой линией в 7 метров и рядом с корабельным фарватером, что позволяло строить глубокосидящие суда. Корабельный фарватер – до сих пор, одна из особенностей Балтийского завода.

Изначально Макферсон и Карр ориентировались на строительство металлических кораблей, изготовление паровых машин, а также механизмов для кораблей собственной постройки и для кораблей, строящихся на других верфях России. За исключением особо крупных контрактов, всем управлял Макферсон. Мастерами на заводе были иностранцы, а рабочие русскими.

Деревянный плавучий док, построенный в 1859 году
Деревянный плавучий док, построенный в 1859 году

Макферсон жил прямо на заводе, на втором этаже здания рядом с проходной. На первом располагалась контора, которая принимала заказы. Несмотря на большое количество частных подрядов, предприимчивый шотландец хотел заполучить мегазаказчика, которым могло быть государство. Не дождавшись солидных господ, Марк Львович сам обратился в Морское министерство и предложил свои услуги корабела.

Министерство охотно согласилось и даже вложилось в расширение завода. Первый заказ на 10 паровых машин и 10 центробежных насосов для плавучего дока был оценён в 28 500 рублей серебром (около 28 785 000₽).

Не считая заказов государства, в период с 1856 по 1873 год завод построил 29 судов: 7 пароходов, 2 паровые яхты, 20 буксирных пароходов.

Вскоре Морское министерство заказало Балтийскому заводу постройку броненосного флота страны. И корабелы справились с задачей построив лодку, с символическим названием «Опыт».

Канонерская лодка «Опыт», 1862 год.
Канонерская лодка «Опыт», 1862 год.

Первый корабль с бронированной защитой российского императорского флота – канонерская лодка «Опыт». Была спущена на воду 27 сентября 1861 года, а 11 мая 1862 года она вошла в состав гвардейского экипажа.

По сути «Опыт» был своеобразным подвижным продолжением кронштадтских фортов, рассчитанным на обстрел со стационарной позиции.

Подводная лодка Александровского
Подводная лодка Александровского

А ещё в 1860-е на заводе Карра и Макферсона была создана и первая боевая подводная лодка. В 1866 году инженер Иван Александровский выпустил 350-тонную подводную лодку, рабочим телом которой являлся сжатый воздух. Подробную историю зарождения подводного флота России мы расскажем в одном из ближайших постов.

Начало было положено и в 70-е годы ХIX века, пионером полноценного броненосного судостроения в России стал броненосный корабль береговой обороны «Адмирал Лазарев».

«Адмирал Лазарев»
«Адмирал Лазарев»

Балтийский завод первым в стране приступил к серийному строительству кораблей — броненосцев, крейсеров типа «Победа».

Постройкой «Адмирала Лазарева» Балтийский завод открыл новую страницу в истории отечественного кораблестроения. До этого металлические корабли водоизмещением более 1500 т в России не строились.

 
Броненосец «Петр Великий»
Броненосец «Петр Великий»

Развитие броненосного судостроения в России увенчалось созданием в 1877 году броненосца «Петр Великий». Этот эскадренный броненосец долгое время считался лучшим кораблем в мире.

Броненосный фрегат «Рюрик»
Броненосный фрегат «Рюрик»

В 1890-х гг. Балтийский завод приступил к созданию прототипа серийных броненосных крейсеров большого водоизмещения. Таким кораблем был «Рюрик», заложенный 19 мая 1890 года.

Для развития производства потребовалось открыть новые цеха и построить новые здания. Крупными новыми постройками стали каменный эллинг длиной 165, 5 метра и высотой 34 метра, судостроительная мастерская, котельная мастерская, двухэтажное здание для модельной и столярной мастерских, а также архива, корабельная электрическая станция, сталелитейная мастерская, электротехническая мастерская, каменное здание для плаза и столярно-плотницких работ. Парк завода имел до 70 металлообрабатывающих станков.

Здание электростанции. На заднем фоне виден эллинг. Фото со стекла.
Здание электростанции. На заднем фоне виден эллинг. Фото со стекла.

К началу 1870-х годов завод по техническим показателям вошел в число ведущих судостроительных и машиностроительных предприятий Петербурга. На заводе насчитывалось уже 1700 рабочих, а к 1893 году – 2763.

 
В механической мастерской
В механической мастерской

Сам Макферсон отошёл от дел в середине 1870-х годов и умер в 1879 году.