Найти тему

"Война в кружевах". Дистанция ведения ружейного огня.

Гросс-Егерсдорф 2019. Источник https://starover.livejournal.com/370880.html
Гросс-Егерсдорф 2019. Источник https://starover.livejournal.com/370880.html

Наблюдая видео или фото с реконструкций посвящённых знаковым баталиям XVIII века можно заметить, что участники постановочных боёв ведут друг по другу ружейный огонь с дистанции 25 – 50 м, а особо одарённые пытаются произвести выстрел «в упор». Почему этого делать не надо, доходчиво объясняет фото приведённое ниже.

Тем не менее, у стороннего наблюдателя подспудно возникает вопрос: Как, при стрельбе на подобных расстояниях на поле боя вообще могли оставаться живые люди? Особенно, учитывая то, что в отдельных сражениях расход боеприпасов составлял 60+ патронов на бойца.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Здесь можно вспомнить низкую точность мушкетов, неспособность большинства солдат вести прицельный огонь в условиях стресса, но ключевым фактором в этом деле всё же является расстояние, на котором происходил огневой бой. Конечно, войска в XVIII веке иногда производили стрельбу, что говорится «в упор». Так, инструкции предписывали шведским каролинерам времён Северной войны открывать огонь с 30 шагов:

«1694 г.…выдвигаясь вперед пока он (батальон) не сблизится с противником на 70 шагов. Как только будет скомандовано: «Две задние шеренги изготовиться к огню!», эти шеренги выдвигаются вперед и сдваивают две передние шеренги. Как только две задние шеренги произвели выстрел, они обнажают шпаги. И как только две передние шеренги выдвинулись, две задние шеренги тесно смыкаются с тыла с двумя передними шеренгами, после чего весь батальон марширует таким образом сомкнутым строем в глубину и в ширину рядами на противника, пока батальон не сблизится с ним на 30 шагов. Тогда отдаётся команда: «Две передние шеренги изготовиться к огню!» Как только произведен выстрел, они обнажают шпаги и врываются в ряды противника...»

Так же можно вспомнить и Полтавское сражение 1709 г. в котором русская пехота произвела залп по шведам с 50 шагов. Как вспоминал один из участников баталии с русской стороны: «шум от падающих шведских солдат и выроненного ими оружия был похож на шум рухнувшего здания.» Однако, несмотря на приведённые примеры можно смело утверждать, что чаще всего перестрелки начинались на гораздо более значительных расстояниях.

Шведская пехота времён Северной войны. Фото из открытых источников.
Шведская пехота времён Северной войны. Фото из открытых источников.

В XVIII веке термин «мушкетный выстрел» обычно относился к дистанции 250-300 метров. При этом, командование, обеспокоенное низкой точностью стрельбы, в мирное время проводило эксперименты, целью которых было определить оптимальную дальность ведения огня. В течение эпохи испытания проводились на дистанциях где-то от 70 до 500 метров. Экспериментальная стрельба на расстояние менее 70-80 метров практически исключалась. Впрочем, этому есть, по крайней мере, два логичных объяснения: на малых расстояниях попадут даже слепые за счёт плотности ведения огня, либо бой на таких предельных дистанциях уже считался исчезающей редкостью.

Конечно, мы не можем точно определить оптимальные для того времени дистанции ведения ружейного огня. Но, какие-то выводы в этой области можно сделать на основе изучения дошедших до нас описаний сражений. Так, в Семилетнюю войну 1756-63 г.г., французы и их индейские союзники в многочисленных схватках на канадской границе открывали огонь по англичанам с расстояния 250 метров и более. Что считалось вполне нормальным и, в то же время, не несло какого-то серьёзного смертоносного эффекта.

В битве при Мольвице 1741 г., ставшей полководческой школой молодого Фридриха II, неопытная прусская пехота открыла огонь по неприятелю с расстояния 550 – 800 метров. Впрочем, здесь на ум приходят воспоминания пруссаков времён Франко-прусской войны 1870-71 г.г.: «французская пехота часто открывала массированный огонь на дистанциях 700-1000 м и даже больше, вплоть до того, что пули утрачивали пробивную способность и отскакивали от шинелей. Вреда от такой пальбы было немного, хотя она и нервировала солдат и вынуждала командиров развёртываться в боевой порядок на большем расстоянии от противника, чем им хотелось.»

Британская пехота времён Семилетней войны. Изображение из открытых источников.
Британская пехота времён Семилетней войны. Изображение из открытых источников.

Тем не менее, на европейском театре военных действий, во время крупномасштабных и решительных сражений, боевые линии могли сближаться до предельных дистанций. Хорошая «средняя» дальность боя во время Семилетней войны, по-видимому, составляла 100-200 метров.

Участник сражения при Лейтене 1757 г. Эрнст фон Брасевиш (Ernst von Barsewisch) вспоминал: «Как только мы очистили лес, нам удалось приблизиться ко второй линии противника на расстояние 200 шагов [около 150 м], которая готовилась выступить против нас. Теперь ... наши офицеры приказали: «Огонь! Огонь!» Немецкий писатель и историк Иоганн Вильгельм фон Архенгольц (Johann Wilhelm von Archenholz) непосредственно находившийся в строю в битве при Хохкирхе 1758 г. отмечал, что «австрийцы открыли огонь с нескольких сотен шагов». В битве при Фелинггаузене 1761 г. официальные отчёты указывали, что боевые линии противников находились на расстоянии 150 шагов [около 100 м] друг от друга, что серьёзно сказалось на управлении войсками в условиях сильно пересечённой местности.

Постепенно европейские веяния докатились и до Северной Америки. И хотя англо-французские или индейские войны в Новом Свете не могли похвастать большим числом крупномасштабных полевых сражений, описаний перестрелок пехоты до нас дошло множество.

Американская война за независимость. Изображение из открытых источников.
Американская война за независимость. Изображение из открытых источников.

В битве при Квебеке 1759 г. французы открыли огонь на обычном для Европы расстоянии – около 120 метров. Во время Американской войны за независимость 1775 – 1783 г.г. стороны продолжали следовать европейскому примеру. В ходе флангового наступления британцев в сражении при Брендивайне 1777 г. противники открыли огонь с расстояния около 150 м. После чего английские гренадеры бросились в штыки и ворвались на ключевую высоту.

Конечно же, здесь нельзя не вспомнить сражение при Камдене 1780 г. (и эпическую сцену из фильма «Патриот» - Этот генерал Гейтс просто безумец! Вести атаку против «красных мундиров» на открытой местности!»). Участники сражения, описывая перестрелку пехоты, вспоминали, что американцы открыли огонь с дистанции около 140 метров, а британцы – с расстояния менее 100 метров. Затем последовала штыковая атака и бегство ополченцев. Английские потери составили 68 убитых, 245 раненых и 11 пропавших без вести. Потери американской стороны превысили 900 человек убитыми и раненными, неприятелю досталась вся артиллерия и обозы.

Войскам часто приказывали воздерживаться от ведения огня до тех пор, пока они не приблизятся к линиям неприятеля. «Стрелять, только когда станут видны белки глаз противника!» – требовал от своих гренадеров Фридрих Великий. Но, похоже, находившимся под огнём солдатам было трудно следовать подобным наставлениям. До нас дошли мемуары простого солдата Континентальной армии Джозефа Пламб Мартина (Joseph Plump Martin) – настольная книга заокеанских реконструкторов американской революции. В них, со свойственным солдату юмором, Мартин описал битву при Джермантауне 1777 г.:

«Наша бригада отошла вправо в поля. Здесь мы увидели линию врага, вытянувшуюся вдоль ограждения справа от нас; мы немедленно развернулись и двинулись на них. Нам было приказано не стрелять, пока не увидим пуговиц на их одежде, но они были настолько застенчивы, что не давали нам возможности проявить такое любопытство. Они скрывали мундиры в огне и дыму, прежде чем у нас появилась возможность или досуг рассмотреть их пуговицы.»

Американская война за независимость. Изображение из открытых источников.
Американская война за независимость. Изображение из открытых источников.

Здесь мы видим целое подразделение, которое получило ясный приказ: Не открывать огня до тех пор, пока не приблизились к врагу! Но, поскольку неприятель начал обстрел с большого расстояния, солдатам ничего не оставалось, как втянуться в «дальнюю» перестрелку. Примечательно, что отдельные армии (в частности, ранее упомянутые шведы или британцы, времён Американской войны за независимость) наоборот сделали ставку на «залп в упор» и дальнейшую атаку белым оружием, превратив тактический приём в свою основную фишку.

Так, участник сражения при Стэтен-Айленд 1777 г. с британской стороны писал: «Когда стороны открыли огонь с расстояния примерно 100 ярдов [около 90 м], особого эффекта не наблюдалось. Затем противники сошлись на дистанцию 40 ярдов [около 35 м] и дали залпы. Здесь пало большое число солдат с двух сторон. Наши бросились в штыки, после чего противник припустился наутёк. Я слышал, как кто-то из врагов громко выкрикнул – Убили! Это было бы очень смешно, если бы не вся серьёзность обстановки. Свежий отряд немедленно открыл огонь по нашим парням, но и он был рассеян штыковой атакой…»

Поддержите автора в телеграм: https://t.me/fogofwarcannel

Друзья! В продолжение темы "Войны в кружевах", читайте:

ОГНЕВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ ПО-ПРУССКИ

"ВОЙНА В КРУЖЕВАХ". АТАКА АНГЛИЙСКОЙ ГВАРДИИ ПРИ ФОНТЕНУА

ДЕННЕН 1712. МАРШАЛ ДЕ ВИЛЛАР ПРОТИВ ПРИНЦА ЕВГЕНИЯ САВОЙСКОГО

БИТВА ПРИ ТОРГАУ. А НУ РЕБЯТА, ЗАПАЛИТЕ МНЕ ВОН ТЕ ДЕРЕВНИ!

"ВОЙНА В КРУЖЕВАХ". О РАСХОДОВАНИИ БОЕПРИПАСОВ

Любители лёгкого чтения загляните на канал ТыжИсторик, где вас развлечёт весёлыми изысканиями коллектив народных историков.

Хобби
3,2 млн интересуются