Однажды я на странице одного уважаемого фотографа наткнулась на список "зла" в фотографии. И помимо детских площадок, бантиков и вспышек одним из пунктов значилось "чтение под кустом". Что, дескать, это дикий шаблон и противоестественно.
И у меня сработал триггер. Получается что? Что читать можно только на диванчике или в пледике у камина. А всё остальное - не нормально! И главное, очень многие эту идею поддержали. "Да! Противоестественно читать на улице! Холодно!"
И я вспоминаю себя, бегущую между станций метро, в пуховике, с огромной книгой Стругацких в руках. Потому что не оторваться! Оказывается, противоестественно сие.🤔
Люди настолько отвыкли читать, что появление человека с книгой в руках кажется им странным, неестественным, и следовательно, шаблонным. Почему шаблон? Потому что "ненастоящее, но тиражируется многими". Им не приходит в голову, что кто-то действительно может читать на лавочке, когда осенью выдался тёплый денёк. Действительно, зачем, когда есть душная квартира?
Но даже если для кого-то это ненормально. Допустим. Но ведь это же, мать её, фотография! Почему нет, если красиво? Чем девушка под кустом с закрытыми глазами а-ля "я наслаждаюсь осенним солнцем в туманный день" лучше девушки, читающей под кустом?
В конце концов, все гуру фотографы топят за концептуальность и всё такое. Так почему концепция популяризации чтения так отпугивает фотографов? Неужели потому, что они привыкли смотреть, но не читать? Вопрос риторический.
Почему кино не заменит книги?
Считается, что кино и игры уже вытеснили литературу, книги это рудимент. Да, кино и игры продвинулись так далеко, что читать вроде бы уже и незачем, просто иди и смотри. Или садись и играй, для любителей активности. Да, в кино музыка, живая картинка, всё это объективные преимущества перед книгой, а в игре ещё есть место действию.
Но всё же в книге есть нечто, что не может дать ни кино, ни игры. Это полный спектр эмоций героя. Даже блистательная игра талантливейшего актёра не передаст всех тех ощущений и переживаний, которые может вам дать гениально написанная книга. Именно текстом осуществляется сопереживание герою, отождествление себя с героем.
Ведь когда ты видишь актёра кино, перед тобой совершенно другой человек, это очевидно. А в книге... Это можешь быть ты сам! И это здорово! В чтении ты соавтор, ты можешь сам рисовать миры с помощью текста и собственного воображения.
В кино и играх воображение не развивается, оно лишь постигает то, что придумали другие. Те, кто читали книги.